В настоящее время различные исследователи пытаются выделить факторы, которые способствуют достижению человеком вершины личностного и профессионального развития. Одним из таких факторов является активность личности. Несмотря на то, что на настоящий момент данный феномен изучается в различных аспектах и на различных уровнях, тем не менее мало исследованной остается проблема развития активности личности в контексте общего развития человека. Поэтому представляется актуальным обратиться к рассмотрению динамики развития активности в онтогенезе с целью выявить, какие изменения претерпевает активность человека при переходе от одного возрастного периода к другому и какие специфические характеристики имеет активность в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте.
Возрастная динамика активности
В рамках отечественной психологии ведущими учеными: А.Н. Леонтьевым [6], Д.Б. Элькониным [9] развитие человека рассматривается в контексте деятельностного подхода. Переход на новую ступень развития здесь связывается со сменой ведущего типа деятельности: игровая сменяется учебно-познавательной и т.д. Психическая активность человека соответственно инициирует и сопровождает деятельность, способствует переходу деятельности на качественно новый уровень и личностному развитию (новообразования). Само развитие и самодвижение активности также происходит в деятельности, главным образом в рамках ведущего типа деятельности в данный возрастной период. В отечественной психологии достаточно длительное время изучались главным образом особенности развития человека и его активности в детском возрасте, тогда как специфические особенности активности человека в зрелом и пожилом возрасте оставались без должного внимания со стороны исследователей. Позитивная тенденция в плане изучения активности человека в зрелом возрасте связана с возникновением относительно нового направления в психологии – акмеологии, основателями которой являются Б.Г. Ананьев [1] и А.А. Бодалев [2].
В зарубежной психологии также предпринимаются попытки выделить стадии развития человека, основной тип деятельности и активности человека на определенном возрастном этапе. Наибольший интерес здесь представляет теория психосоциального развития Э. Эриксона [10]. Психолог выделяет 8 стадий развития человека от рождения до смерти. Для каждой стадии жизненного цикла характерна определенная жизненная задача, на успешное решение которой и направлена активность человека. От того, насколько успешно решаются данные задачи, зависит дальнейшее развитие человека.
Рассмотрим возрастную динамику активности человека с привлечением и отечественных, и зарубежных теорий и исследований. В период младенчества (0–1 год) активность ребенка направлена на установление эмоционального контакта с окружающим миром, со значимыми людьми, в первую очередь с матерью. У ребенка формируется потребностно-мотивационная сфера (источник активности человека) [9, 10].
В период раннего детства (1–3 года) ведущей деятельностью ребенка становится предметно-манипулятивная деятельность, у ребенка наблюдается познавательная, исследовательская активность, направленная на освоение предметного мира. Исследовательская активность в данном возрасте является необходимым условием для полноценного развития ребенка [9, 10].
В дошкольном возрасте (3–6 лет) ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра [9]. Активность в данном случае направлена преимущественно на освоение социального мира: ребенок принимает на себя определенные роли, воспроизводит в игре деятельность взрослых, систему социальных отношений.
В младшем школьном возрасте игровая деятельность сменяется учебно-познавательной [9]. Активность ребенка направлена на получение новых знаний, умений, навыков, на успешное вхождение в коллектив сверстников. У ребенка развиваются навыки произвольной регуляции своей активности.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение [9]. Активность направлена как на себя: понимание своих потребностей, мотивов и пр. (рефлексия своего внутреннего мира), так и на других людей: потребность в установлении доверительных отношений, потребность в признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников. Для подросткового возраста характерна и активность в плане выбора и подготовки к будущей профессии (стадия оптации) [3]. Также следует отметить, что для подросткового возраста характерна особая форма активности: ощущение безграничной свободы и возможности менять окружающий мир и себя. По мере взросления происходит переход от ощущения безграничной свободы к целесообразности и саморегуляции. Подросток начинает осознавать и нести ответственность за свои поступки, переходит от внешней регуляции активности к внутренней регуляции.
В юношеском возрасте ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность [9]. Человек активно осваивает новый для него вид деятельности. Активность направлена на профессиональное и личностное самоопределение. Для юношеского возраста характерна высокая учебно-познавательная и профессиональная активность, общественная активность. Также, согласно Э. Эриксону [10], активность человека в данный период направлена на преодоление кризиса: интимность или изоляция (способность выстраивать доверительные отношения с другими людьми). Е.В. Сухотина [7] отмечает, что при переходе от подросткового возраста к юношескому наблюдается рост саморегуляции активности, повышается осознанность, способность планировать свои действия, самостоятельность и автономность.
Зрелость, как отмечает Б.Г. Ананьев [1], наиболее важный период развития личности, для которого характерна высокая творческая и социальная активность. Активность и развитие человека в зрелом возрасте изучаются в рамках акмеологии. В акмеологии зрелость рассматривается как самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности человека. Именно данный период характеризуется наивысшим уровнем развития интеллекта и личности, достижением профессиональных и личностных вершинных достижений (акме). Для зрелого возраста характерна созидательная и разнонаправленная активность. Активность направлена на достижение самореализации в различных сферах: в профессии, в семейной жизни, в общественной жизни и пр. В.С. Кубарев [5], сравнивая особенности активности у юношей и людей среднего возраста, отмечает, что активность юношей детерминирована их представлениями о будущем, которые во многом носят иллюзорный характер, при этом ориентации на настоящее практически нет. В среднем (зрелом) возрасте также присутствует ориентация на будущее, но активность детерминирована неудовлетворенностью настоящим. Так называемая активность от противного, как считает В.С. Кубарев, возникает в связи с осознанием конечности бытия. Осмысление смерти ведет к тому, что перед человеком встает вопрос смысла жизни, который, согласно В. Франклу [8], является основной детерминантой активности. В.С. Кубарев полагает, что возможно только в среднем возрасте человек начинает осознавать себя субъектом собственной жизни, и, что самое важное, ответственно к этому относиться.
В пожилом возрасте (поздняя зрелость) снижается социальная активность человека, что обусловлено прекращением профессиональной деятельности, сужением круга общения и снижением качества общения. Постепенно снижается и психическая активность человека. Это связано в первую очередь с физиологическими причинами. В исследовании Н.К. Корсаковой [4] было показано, что в пожилом возрасте происходят изменения в работе блока регуляции тонуса и бодрствования: наблюдается сдвиг в сторону преобладания тормозных процессов. Следовательно, происходит сужение объема психической активности при одновременной реализации различных программ. При этом сохраняются ранее закрепленные формы активности, связанные с работой блока переработки информации, соответственно, человек может успешно реализовывать стереотипную деятельность. Н.К. Корсакова подчеркивает, что в психическом функционировании пожилого человека наблюдаются и позитивные тенденции. Это связано с тем, что активность человека направляется на формирование эффективных способов преодоления изменений в работе высших психических функций и сохранения себя как индивида и личности.
То, насколько активен будет человек в пожилом возрасте и на что будет направлена его активность, во многом зависит не только от физиологических причин, но и от психологических. Большое значение здесь, согласно Э. Эриксону [10], имеет успешное прохождение кризиса переоценки ценностей. Если кризис проходит по негативному пути, то у человека нет ревизии планов и достижений, следовательно, активность снижается, нет личностного роста. Если кризис проходит адекватно (удовлетворенность прожитой жизнью), то происходит глубинное обогащение личности, активность личности не снижается, в некоторых случаях даже наблюдается ее рост. В пожилом возрасте важна направленность активности. В большинстве случаев активность пожилого человека направлена в прошлое: прошлые достижения и пр. В итоге у человека существенно снижается познавательная активность: негативная установка к познанию нового, актуального. Важно, чтобы вектор активности был направлен в будущее и человек видел перспективы дальнейшего развития. Большое значение имеет сохранение профессиональной активности, которое способствует сохранности вербальных, мнемических и умственных функций до глубокой старости, особенно тех, которые выступали в качестве ведущего фактора деятельности. Чем более человек активен в пожилом возрасте, тем лучше и для него, и для общества в целом.
Выводы
Таким образом, как мы видим, в процессе онтогенеза человека активность развивается, индивидуализируется, меняется ее направленность. Можно сказать, что пик активности человека приходится на зрелый возраст, когда человек достигает наивысших личностных и профессиональных достижений.
Нужно отметить, что авторы выделяют лишь общие тенденции развития активности в онтогенезе, тогда как особенности и специфика активности в различные возрастные периоды исследованы явно недостаточно, и эта проблема требует дальнейшего изучения.