Начало XXI века детерменировано усилением процессов глобализации и их возрастающим воздействием на все сферы жизнедеятельности государств, приводящим к самым серьезным последствиям. Это проявляется главным образом в социальном, материальном, политическом и другом неравенстве государств и народов, что нередко ведет к радикализации настроения и сознания огромных масс населения в разных странах. Вследствие этого сегодня как в нашей стране, так и во всем мире наблюдается ослабление коллективизма, выражающегося в неумении соизмерять собственные интересы с интересами окружающих; агрессия среди молодежи; нетерпимость и злоба ко всему незнакомому, к людям, придерживающихся других ценностей. Мы живем в век, когда процветают различные формы дискриминации, обострились межрелигиозные и межнациональные конфликты. Одним из них является рост терроризма. Яркой иллюстрацией отмеченной выше тенденции является деятельность таких группировок, как «Аль-Каида», «Братья мусульмане», «Таллибан», «Исламское государство Ирака и Леванта» и др. Терроризм определяется как «насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения» [14, с. 719]. Как правило, террористические акты приносят многочисленные человеческие жертвы, являются причиной разрушения материальных и духовных ценностей, не поддающихся затем восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами. Масштабы терроризма и – главное – его разрушительный потенциал сегодня настолько велик, что позволяют считать террористическую деятельность одной из глобальных проблем и одной из самых серьезных угроз существованию человечества. «Возникновение таких глобальных последствий и угроз, которые принципиально не поддаются языку институционализированного контроля» [2]. (например, таких как теракты в Вашингтоне и Нью-Йорке, в Париже и Анкаре или гибель 217 пассажиров и семи членов экипажа, находящихся на борту российского пассажирского самолета А321) приобрели поистине катастрофические масштабы. Беспомощность социальных институтов и ощущение риска опасности при возникновении терроризма как мировой угрозы стало всеобщим и постоянным, даже для тех стран, которые раньше не знали серьёзных угроз своему существованию. Отдельно взятые страны в одиночку бороться с такой угрозой не могут, мы должны стать единой «командой мировой опасности». Чтобы выжить человечеству срочно требуется новая система средств противодействия терроризму.
Искоренение терроризма – длительный и сложный процесс, при этом его невозможно уничтожить силовыми средствами, поскольку, насилие неизбежно порождает насилие. Возникающие опасные и непредсказуемые по своим последствиям явления глобального мира, несущие угрозы цивилизационным основам человеческого бытия, актуализируют потребность в необходимости создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтобы предотвратить конфликты на национальной почве.
Диалог различных стран, наций, рас, культур даёт возможность достижения консенсуса, соглашения в решении локальных конфликтных проблем во избежание их перерастания в глобальный конфликт. Наиболее важным условием искоренения терроризма является создание новой системы ценностей и социальных характеристик, необходимых для общего выживания и развития: этика ненасилия, идеи терпимости и уважения к чуждым позициям, ценностям и культурам, идеи взаимопонимания. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание толерантности. В основе толерантности лежат такие гуманистические ценности как терпимость к иному образу жизни, поведению, мнению, уважение человека как личности, признание равноправия людей и их прав и свобод, чувство ответственности за собственную жизнь и сопричастности.
В Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года записано, что толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности… Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира... Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка» [6]. Это означает, что люди, как в нашей стране, так и во всём мире, должны научиться жить в рамках терпимости и согласия.
По словам В.М. Соколова, именно толерантность «является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества» [16, с. 55] должна находиться в основе мира ценностей, который способен обеспечить безопасность современного общества, снять напряжённость в человеческих отношениях, поскольку только толерантно образованный человек способен понять мир и себя в этом мире.
В современном обществе, где такие проблемы как экстремизм, терроризм стали отличительной чертой и оказывают негативное влияние на повседневную жизнь людей, человечество посредством обращения к теме толерантности должно найти пути их решения. Образование, являющееся одним из основных социальных институтов, может стать оплотом толерантности. Сегодня общество с особой остротой, как никогда раньше, испытывает необходимость в формировании нового типа личности – образованного, компетентнного, нравственного и толерантного человека (homo tolerans). Российское образование во все времена играло решающую роль при формировании убеждений и ценностных установок личности. Более того, именно образование несет ответственность за духовное возрождение общества, за патриотическое воспитание и связь между поколениями, за воспитание толерантности в человеческих отношениях. Выполнение всех этих ценностных приоритетов влечет за собой коренные преобразования в образовании. Воспитание толерантности является не только одной из главных, но и стратегически важной задачей которую ставит перед собой цивилизационное общество. Именно толерантность должна стать тем основанием в образовании, которое способно снять напряженность в человеческих отношениях, поскольку только толерантно образованный человек способен понять мир и себя в этом мире. Это обстоятельство обусловливает актуальность исследования принципа толерантности.
Путь к толерантности – это сложный путь. Философия образования призвана осмыслить ценность толерантности и подготовить ее реализацию в образовательном процессе. Рассматривая толерантность как принцип современного образования, мы считаем необходимым, дать определение толерантности и сделать историко-философский анализ феномена толерантности.
Анализ современной философской литературы показывает, что понятие «толерантность», различные его определения далеко не ново в истории философской мысли. Корни исследования этого понятия уходят в глубину веков. Еще в античности в трудах Аристотеля встречается определение добродетели похожей на дружелюбие (philia), но отличающейся от него отсутствием «страсти и привязанности к тем, с кем общаются» [1, с. 138]. Обладатель данной добродетели «будет одинаково вести себя с незнакомыми и знакомыми, близкими и посторонними» [1, с. 138]. Такой человек, по мнению Аристотеля, «будет общаться со всеми как должно, а соотнося [все] с нравственной красотой и пользой, он будет стараться не доставлять страданий или доставить удовольствие» [1, с. 138]. Эта добродетель могла бы называться толерантностью.
У Джона Локка в его работах «Послание о веротерпимости» и «Опыт веротерпимости» можно найти определение понятия «толерантность» как сострадание. Основанием терпимости Дж. Локк считает нравственность, призывая прививать те ценности, которые позволяют обществу стать терпимым, – великодушие и мягкость нравов. «Моральная сторона поступков относится к компетенции двух судов – внешнего и внутреннего – и подлежит власти как гражданского, так и домашнего владыки, т.е. государя и совести» [1, с. 119]. Идеи о толерантности как сострадание встречаются и в концепциях «свободного воспитания» Жан-Жака Руссо.
Толерантность, по Вольтеру, это нравственность и основание всех демократических свобод. В «Письме о терпимости» философ говорит о терпимости как о принципе, который выражает истину человеческих отношений.
В истории отечественной философской мысли понятие «терпимость» (толерантность), которое понималось как смирение и всепрощение, впервые ввел Тихон Задонский. Мыслитель в своих философских трудах основным постулатом православия назвал отсутствие мести (т.е. насилия). Русский просветитель Н.И. Новиков считал необходимым воспитывать у детей любовь к людям, к правде и твердое намерение отстаивать истину. А.Н. Радищев определил «терпимость» как «долг» человека. К.Д. Ушинский в своем труде «О народности в общественном воспитании» нравственное воспитание, гуманность и терпимость считал одним из главных принципов народного воспитания. В контексте толерантности можно анализировать также идеи А.С. Хомякова, В.С. Соловьёва и концепции ненасильственного воспитания Л.Н. Толстого.
Понятие «толерантность» имеет одинаковый смысл в различных языках: в английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, нежели ты сам.
В словаре В. Даля слово «терпеливый» трактуется как спокойный, рассудительный, великодушный, снисходительный [5, C. 402]. В толковом словаре Д.Н. Ушакова, «толерантность» – производное от французского «tolerant» – терпимый. Терпеливый, по С.И. Ожегову: «обладающий терпением, исполненный терпения» [15, с. 784]. В «Толковом словаре иноязычных слов» «толерантный» производное от французского «tolerant» – терпимый и латинского tolerans – терпеливо переносящий [10, с. 778].
Анализ понятий «толерантность» и «терпимость» показывает, что эти определения по своей сути синонимичны. Таким образом, в различные эпохи, в различных странах и в различных философских школах мы находим близкие по значению определения. Несмотря на то, что понятие толерантности уходит в глубину веков, история свидетельствует о том, что цивилизационность общества не гарантирует высокий уровень толерантности. Трудность достижения толерантности, по мнению В. Таланова, в том, «что она одновременно и необходима (ведь нам жить вместе на одной планете и решать многочисленные общие проблемы), и как бы невозможно (приходится принимать во внимание взгляды, поступки, образы жизни глубоко чуждые, отталкивающие)» [17, с. 150].
За последние десятилетия, как в нашей стране, так и за рубежом в современной философской литературе тема толерантности обсуждалась весьма активно и широко. Предпринимаются попытки более точного определения понятия «толерантность» и анализа толерантности в различных областях человеческой жизнедеятельности.
По утверждению Р.Р. Валитовой, «толерантность предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно – иное, чем-то не похожее на собственное восприятие действительности» [3, с. 34]. Толерантность выражается в стремлении людей достичь взаимопонимания. «Руководствуясь ею как принципом гуманного общения, от недоверия и настороженности «Я» приводит к пониманию «другого», а от этого – к признанию его прав» [3, с. 35]. Отфрид Хёффе считает, что «толерантность есть основное условие справедливости в свободной совместной жизни людей». [18, С. 22].
По мнению В.А. Лекторского, «идея толерантности, которая, выглядит очень простой, в действительности не столь проста, ибо исходит из определенных предпосылок и влечет ряд следствий», ибо связана «с рядом принципиальных философских вопросов, касающихся понимания человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимопонимания» [10, С. 46]. В.А. Лекторский, на наш взгляд, точно подчеркивает, что «без терпимости, толерантности не выжить ни нашей стране, ни человечеству в целом» [10, С. 47]. Философ также выделяет четыре возможных способа понимания толерантности как: безразличие; невозможность взаимопонимания; снисхождение; расширение собственного опыта и критического диалога. Лишь последний способ понимания толерантности он считает плодотворным в той ситуации, с которой столкнулась современная цивилизация.
Интересная точка зрения представлена И.С. Ивановой в статье «Феномен толерантности», где она, рассматривая аспекты понимания «толерантности», т.е. «терпимости» у В. Соловьева и других философов, пришла к выводу, что «основной принцип толерантности в том, что ни один человек и ни одна нация не могут претендовать на обладание истиной. Истинное знание ведает лишь Бог. Национальные идеи согласно общей цели объединения в форме Вселенской церкви, а потому смысл существования каждой нации лежит не в ней самой, но в человечестве. Народы живут не только для себя, но и для всех» [7, С. 135]. Следовательно, проявляя национальный эгоизм и нетерпимость к другим народам, мы отклоняемся от божественной миссии.
«Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, – пишет О.В. Малахова, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону» [12, с. 32].
В. Новичков считает, что «толерантность – это сознательно принимаемый личностью отказ от поисков врага в окружающих» [13, C. 190].
В каждом из вышеприведенных определений по-своему раскрывается содержание понятия толерантности. Это связано с тем, что толерантность одновременно является общезначимой, общечеловеческой ценностью и относительной ценностью, значение которой зависит от конкретных условий ее применения. Между тем, каждое определение выражает сущность толерантности: взаимопонимание, взаимоуважение, терпимость, отсутствие давления и готовность жить в мире и согласии с теми, кто имеет другой образ жизни и веру. Кроме того, толерантность является признаком уверенности человека в себе и в сознания надежности в современном мире. Отсюда можем сделать вывод, что толерантность – это принцип существования человека в мире, построенном на основе его философского понимания.
Б.С. Гершунский утверждает, что именно «сфера образования может и должна инициировать интерес к проблеме толерантности во внешней среде – в собственном обществе и в международном сообществе в целом» [4, с. 9]. Поскольку формирование человека толерантного происходит именно в системе образования. Образование является той проверочной структурой в которой темы ненасилия и насилия воплощаются в диалоге культур и поколений.
Концепции, основанные на идеях толерантности, представляют собой обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. В целом толерантность является одним из критериев гуманизма. Таким образом, толерантность в образовании означает, что в образовательных учреждениях, а также в рамках неформального образования должен укрепляться дух толерантности, должны формироваться отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Формируя толерантное отношение у молодежи, мы развиваем у неё чувство справедливости, равноправия, готовность прийди к другим людям на помощь, т.е. способствуем развитию её духовно-нравственной культуры. Для этого, следует проводить мероприятия, которые предполагают создание условий для ориентации молодежи на ценности ненасилия, толерантности, справедливости и законности как нравственной основы поведения в обществе. Образование должно способствовать становлению гармонично развитой личности, проявляющей взаимопонимание, терпимость, готовность жить в мире и согласии с теми, кто имеет другой образ мысли и веру. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что воспитание толерантности следует рассматривать в качестве главнейшей задачи сохранения духовного, человеческого в человеке.
Для решения этой задачи на наш взгляд необходимо: приобщать подрастающее поколение к познанию своего родного языка, истории, литературы, культуры, прививать любовь и уважение к ним; воспитывать чувства патриотизма, преданности и любви к своему народу и отчизне; воспитывать гуманистические идеалы и нормы; воспитывать чувство ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности; воспитывать у молодежи интерес к вековым традициям и обычаям и обрядам своего народа; приобщать к этническим нормам; предотвращать любые проявления расизма, экстремизма, шовинизма; организовать религиозное и богословское образование, чтобы предотвратить межнациональную агрессию и конфликты.
Современное образование должно способствовать развитию толерантного сознания, формированию личностей, которые преисполнены уважением к себе и другим и пониманием своих и чужих традиций и культур. В этой связи толерантность определяется нами как готовность жить в мире и согласии с теми, кто имеет другой образ мысли и веру и как философское основание современной парадигмы образования.