Проблема развития личности и ее направленности является одной из центральных в психологии личности, поскольку объект ее изучения – обширная и многообразная область мотивационно-потребностной сферы человека, проявляющейся в его интересах, ценностях, избирательности поведения, «внутренней позиции». Решение проблемы направленности прямо зависит от общетеоретической концепции личности, которой придерживается исследователь.
Принципы личностного, целостного, деятельностного подхода к изучению психики человека, признание детерминации становления личности общественными отношениями сейчас, в основном, являются общепринятыми. Но в конкретных психологических исследованиях эти принципы не всегда находят свое воплощение, в частности, это относится к изучению направленности личности.
Цель нашего исследования – выявить психологические особенности направленности личности студентов – будущих инженерно-технических кадров.
Материалы и методы исследования
В отечественной психологи предпринимаются попытки проникнуть в сущность направленности, ее содержания, динамику, найти предмет собственно психологического исследования, исходя из общепсихологических представлений о направленности, которые даны в трудах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова и др. В этом случае под направленностью чаще всего понимают совокупность (систему, структуру) психологических переменных личности и деятельности, находящихся в непосредственной зависимости от мотивационной сферы.
В известной нам психологической литературе первую попытку определения направленности личности предпринял Б.Г. Ананьев. Он считал, что данное понятие раскрывает основную жизненную линию человека [1].
Более четкую дефиницию предложил С.Л. Рубинштейн: «Проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами» [7, 104].
Рассматривая вопрос о психологическом облике личности, определяемом характерным единством устойчивых свойств личности, С.Л. Рубинштейн выделяет три основных момента, существенных для понимания этого единства: «1) это вопрос о том, чего человек хочет и к чему он стремится – вопрос о направленности, установках, тенденциях, потребностях, интересах, идеалах; 2) это вопрос о том, что человек может – вопрос о способностях, даровании и одаренности; 3) это вопрос о том, что из его тенденций и установок закрепилось в качестве стержневых особенностей личности – вопрос о характере человека» [8, 619].
С.Л. Рубинштейн оговаривает и составляющие феномена направленности. «Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает» [7, 104].
Проблема изучения направленности в целом и входящей в нее обширной психологической феноменологии в отдельности является весьма актуальной для психологических исследований.
«Подструктура направленности, – по Б.А. Сосновскому, – является своеобразным «стержнем» всего психологического облика субъекта, связывающим воедино, в целостную структуру все другие психологические свойства и проявления человека, во многом детерминирующим собственно содержательную сторону психики. Здесь задаются основы отношений человека с миром, направления, ориентировки поведения, система ценностей и позиций, мировоззрения в целом» [9, 20]. Понимаемая таким образом направленность, характеризует не единичные акты поведения, не краткосрочные психологические образования, а субъекта в целом со стороны глубинных и разнообразных его устремлений.
В предлагаемой модели направленности условно выделяются взаимосвязанные «пласты», главенствующее положение среди которых занимает «иерархизированная и динамичная система потребностей и мотивов, а также самих связей между ними, которые отнюдь не линейные и являются, по-видимому, своеобразной индивидуально-психологической особенностью; это не отдельно взятые потребности мотивы, а личностно организованные организованные, целостные потребностно-мотивационные структуры» [9, 22].
Сюда входят соподчиненные системы обобщенных и текущих целей и задач субъекта, определяющих его поведение и деятельность, система многоуровневой атрибутики «пристрастности» психики, в которой, по мысли Б.А. Сосновского, «существует и смысл (как субъективное значение), и эмоции (как переживание отношений с реальным миром), и сознание (как отношение субъекта к знанию), и специфика его структуры (как отношения значения и смысла) и феноменология самосознания (разделение человеком Я как субъекта и как объекта), и характерологические особенности (как проявление отношений) и т.д.» [9, 23].
По данным изучения проблемы направленности личности выявлены [2] определенные тенденции в рассмотрении феномена направленности личности; существует по меньшей мере три позиции:
1) направленность – структурный компонент личности;
2) направленность – свойство личности;
3) направленность – подструктура личности, объединяющая ряд свойств.
Однако можно с уверенностью сказать, что, по мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо образований, явлений. У Б.И. Додонова – это система потребностей [4]; у К.К. Платонова – совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений [5; 6]; у Л.И. Божович и Р.С. Немова – система или совокупность мотивов и т.д. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований – это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что она определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане (В.С. Мерлин). Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований (Л.И. Божович), т.е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения (А.А. Ухтомский).
Современные психологи в подавляющем большинстве случаев предпочитают иметь дело не с направленностью (как целостной, личностной мотивационно-смысловой структурой), а с отдельными, выделяемыми иногда сугубо произвольно мотивами как побудителями. И это несмотря на то, что в «реальной психической регуляции многочисленные векторы направленности не просто складываются в некую равнодействующую силу, а образуют такую специфическую систему» [9, 100], которая организует всю психологическую картину личности, придает ей собственно целостный облик.
Вопрос о классификации направленности личности рассматривается не только с точки зрения структуры феномена, но и с точки зрения его содержательной стороны; ценностных ориентаций.
Изучение ценностных ориентаций инженеров, проведенное А.А. Семеновым, Л.В. Борзиковой, Г.И. Саганенко, В.А. Ядовым при определении роли общественной направленности интересов в диспозиционной иерархии личности позволило определить [10] четыре типа: 1) разносторонний; 2) относительно односторонний, но социально продуктивный; 3) относительно односторонний с ослабленным социальным потенциалом; 4) «социально неблагополучный».
В своей работе под направленностью личности мы рассматриваем такое образование, которое задает способ «встраивания» личности в жизнь социума, в систему различных отношений. Восприятие явлений социальной реальности и та или иная, зависящая от субъекта, их интерпретация предшествует социальному поведению и мотивирует его [3].
Исходя из задач нашего исследования, мы посчитали целесообразным распределить студентов на группы по виду направленности личности, а затем выявить их основные характеристики, выделив показатели проявления направленности личности.
Для определения вида направленности использовалась методика диагностики направленности личности Б. Басса (ориентационная анкета), с помощью которой выявлялись следующие направленности личности: направленность на себя, направленность на дело, направленность на общение.
Показатели проявления направленности личности: показатель «социальная адаптация личности», который свидетельствует о степени адаптированности личности в данных социальных условиях. Под социальной адаптацией мы понимаем включенность в трудовую деятельность, совместную деятельность и эмоциональное самочувствие. Уровень адаптированности личности в социуме, связанный с эмоциональным самочувствием студента в обществе, позволяет охарактеризовать его самоотношение, индивидуально-психологические особенности, которые раскрывается в показателе «внутренней целостности личности». Данный показатель раскрывает особенности проявления видов направленности личности в отношении студента к самому себе. Получив результаты представления студента о самом себе, о его самоотношении, можно говорить об особенностях осознания личностью своей жизни и своем месте в этой жизни, то есть об осознании смысла собственного существования, которое раскрывается в показателе «осмысленности индивидуального бытия» и отражает особенности проявления ведущего вида направленности личности студента – будущего специалиста. Далее мы рассматриваем, каким образом происходит существование личности в обществе, на что направлена ее жизненная активность, в которой реализуется поведение студента – будущего специалиста через призму его профессиональной занятости. Особенности реализации поведения личности: способности/неспособности жить интересами общества раскрываются через особенности проявления ведущего вида направленности личности в показателе «просоциальности личности».
Результаты исследования и их обсуждение
В данной работе мы представим результаты показателя «социальная адаптация личности» студента – будущего специалиста инженерно-технической сферы.
Использовался следующий диагностический материал: опросник социально-психологической адаптированности А.К. Осницкого (шкала СПА, разработанная в 1954 г. К. Роджерсом и Р. Даймондом), который диагностирует не только состояние школьной адаптации, но и особенности представлений о себе, их перестройки в критических ситуациях, побуждающих студентов к переоценке себя и своих возможностей; методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, которая позволяет определить степень выраженности социально-психологических установок личности.
В процессе взаимодействия с миром активно действующая личности выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве (но на тождестве) чувственной сущности ее носителя – индивида и условий социальной среды (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев).
В данной работе мы представим результаты группы студентов, имеющих по напраленность личности «на дело».
Данную группу студентов отличает большая социальная и когнитивная активность; они более последовательны и продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с выбором, риском. Их общая удовлетворенность трудом, выбранной профессией гораздо выше, чем у других групп (p < 0,01).
В данной группе обнаружена такая особенность. Девушки имеют высокие значения, по сравнению с молодыми людьми, по всем шкалам социально-психологической адаптации. Причину этому, на наш взгляд, нужно искать в современной социальной ситуации, когда женщина вынуждена самостоятельно принимать решения, с одной стороны, и «неженским» характером самого профиля обучения – «наноматериалы» и «материаловедение» – инженерно-технический профиль подготовки.
Включенность девушек в трудовую, профессиональную деятельность характеризуют их как наиболее социально адаптированную группу, социально ориентированную, то есть обладающих ярко выраженной просоциальностью личности.
Юноши, в отличие от девушек, имеют более высокие значения по показателю стремления к доминированию (p < 0,05).
У юношей обнаружена корреляция шкал эмоционального комфорта и адаптации (r = 0,893; p < 0,001).
Рассмотрим, каким образом представлены социально-психологические установки данной группы студентов с направленностью «на дело».
Девушки имеют высокие значения по установки «на альтруизм» (74 %), «на свободу» (84 %). Обнаружена и корреляционная связь между показателями установки «на свободу» с «интернальностью» (r = 0,797; p < 0,001).
Юноши имеют следующие выраженные социально-психологические установки: ориентацию «на процесс деятельности» (82 %), «на альтруизм» (68 %). Необходимо отметить, что мужская выборка, в отличие от женской, в большей степени (p < 0,05) ориентирована «на альтруизм».
Также необходимо отметить, что, сравнивая результаты научной деятельности студентов мужской и женской выборки, мы обнаружили, что мужская выборка значительно превосходит (p < 0,001) женскую выборку по публикационной активности и участию в хоздоговорных темах, грантах, госзаказах.
Выводы
Таким образом, исследуя содержание направленности личности в показателе «социальной адаптации» мы можем констатировать гендерные различия в характере проявления направленности личности, которые, на наш взгляд, связаны в больше степени с современными социальными ожиданиями и требования, с одной стороны, от инженерно-технических кадров – постоянный технический прогресс, интенсивное развитие науки в области нанотехнологий, а с другой стороны, со все больше проявляющей эмансипацией женского населения, которая начинает проявляться уже не только на стадии профессиональной подготовки, а задолго до этого – с момента профессионального самоопределения девушек в старших классах, так как они все отдают себе отчет в том, что конкуренция в инженерно-технической сфере с мужчинами будет жесткая, этим осознанием, на наш взгляд, определяется и столь высокий уровень социальной адаптированности девушек в группе направленности «на дело». Тем не менее, результативность женской выборки в научно-исследовательской деятельности не высока, несмотря на то, что «направленность на результат» в женской выборке выше, чем в мужской (p < 0,05).