Использование экологических подходов и методов становится важнейшим условием в решении многочисленных взаимосвязанных глобальных, региональных и локальных проблем. При всем разнообразии этнических, социальных, экономических, культурно-исторических различий существует нечто общее, объединяющее людей. Это – идеология выживания в условиях углубляющегося глобального экологического кризиса. Как любая угроза (война, природная стихия) мобилизует население, перестраивает мышление и поведение всех и каждого, так и экологический кризис диктует свои условия. Этот диктат уже начался. В этих условиях ознакомление с экологией всего населения, прежде всего подрастающего поколения, становится насущной необходимостью, условием устойчивого развития и выхода из глобального экологического кризиса.
Целью настоящего исследования является изучение вопросов и основных тенденций в развитии экологического образования, анализ современного практического опыта организации экологизации высшего профессионального образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросы преподавания экологии в вузах различного уровня и профиля, на наш взгляд, целесообразно рассматривать в рамках общеобразовательной, гуманистически направленной, интегративно-дифференцированной дисциплины «Экология и устойчивое развитие», которая является структурной основой экологического образования. «Экология и устойчивое развитие» существенно отличается от традиционных (классических) естественных и гуманитарных наук. Эволюция содержания понятия «экология», начинавшегося как сумма знаний, относящихся к экономике природы [1], сегодня ставит вопрос об экологии как науке или мировоззрении [2].
Методологические основы экологического образования в России вошли в стадию активного формирования [3-4]. Так, несколько групп крупных методистов и исследователей подошли к созданию экопсихологического подхода к образованию, который помогает комплексно рассматривать проблемы взаимодействия человека и окружающей среды. Такие работы проводятся в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) [5].
Представляет интерес работа группы исследователей Даугавпилсского педагогического университета по теме «Разработка концепции формирования экологического сознания личности и системы экологического образования в различных типах учебных заведений Латвийской Республики». Результатом их поиска явилась методологическая модель, получившая название экологическая психопедагогика. Экологическая психопедагогика рассматривается как методологическое направление педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования [6-7].
Отбор содержания экологических знаний пока остается дискуссионным. Как отмечалось выше, основная ориентация в настоящий момент идет на цели и задачи устойчивого социального и экологического развития. Принципиальным (и наиболее дискуссионным) является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» («окружающая среда») или «мир природы». В первом случае экологическое образование должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений об окружающей природной среде как целостной, нерасчлененной системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека как биологического вида, во-вторых, соответствующего сознательного, ответственного отношения к ней и, в-третьих, стратегий и технологий рационального природопользования.
Во втором случае экологическое образование должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений о мире природы к совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых, субъективного отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью и, в-третьих, стратегии и технологий непрагматического взаимодействия с ними.
Именно первая ориентация в экологическом образовании (на «природу как среду») получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Тем не менее, в последнее время все больше специалистов приходят к пониманию того, что без акцентирования экологического образования на «мире природы» невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса.
В связи с этим в первую очередь необходимо сформулировать достаточно четкие ответы на следующие вопросы:
Какие именно знания необходимы для поддержки устойчивого развития?
Каким образом эти знания могут быть получены?
Какие конкретные шаги необходимы для движения в данном направлении?
Какова объективная оценка сегодняшнего состояния дел?
Существуют различные тенденции в ориентации экологического образования в аспекте приоритета формирования тех или иных подструктур экологического сознания [6-7].
Первая («представленческая») тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, системы экологических представлений.
Как правило, при такой ориентации экологического образования в практическом опыте и методических разработках преобладает «излагающий», монологический способ. Учащиеся получают разрозненные сведения, запоминают множество цифровых данных, причем, часто без четко продуманной логики изложения всего этого материала.
Вторая («отношенческая») тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, отношения к природе. В этом случае ориентируются на отбор такой экологической информации, включение личности в такие виды деятельности, специальное создание таких педагогических ситуаций, которые оказывают наибольшее влияние на субъективное отношение к природе.
Третья («технологическая») тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, стратегий и технологий взаимодействия с природой. В этом случае ориентируются на включение личности в такое взаимодействие с природой, которое в наибольшей степени предоставляет возможность освоения адекватных экологических стратегий, приобретение необходимых для их реализации умений и навыков (технологий).
«Технологическая» тенденция в экологическом образовании характерна, например, для США. Отличительной особенностью американской образовательной системы является ориентация на экологические проблемы той местности, где живут учащиеся, а не на охрану «природы вообще». Например, студентам одного из шести самых престижных в США Дартмутского колледжа предлагается такое исследование. В течение месяца следует изучать «производство» мусора в их колледже. Такая система экологического образования дает весомые положительные результаты: к 1985 году в США насчитывалось около 12 тысяч природоохранных организаций; ежегодно создается до 250 новых. Охрана природы стала даже «образом жизни» многих американцев. Непрерывное экологическое образование в данный момент стремится к тому, чтобы охватить всех членов общества.
Вообще истоки концепции общего непрерывного образования некоторые исследователи находят еще у Аристотеля, Солона, Сократа, Платона, Сенеки, Конфуция, Гесида и даже в первобытном обществе, так что, но мнению некоторых специалистов, – «перманентное образование существовало с тех пор, как на Земле появились люди, которые мыслили, формировались в ходе своего развития, приобретали знания, опыт и практические умения [8]. Предтечей же современных представлений о прерывном образовании считается Я.А. Коменский, появившийся на почве ренессансной педагогической мысли. В своем труде «Помпедии» Коменский отмечает, что каждый возраст подходит для учебы и у человека в жизни вообще нет другой цели, кроме учебы. Легко добиться того, чтобы вся жизнь стала школой, нужно только уяснить, в каком возрасте и к чему человек способен.
Как всякая целостная социальная деятельность, экологическое образование содержит следующие основные элементы: цель, субъект, объект, процесс, средство и результат [9]. Между этими элементами существует определенная субординация и координация. Из всей совокупности указанных элементов ведущими являются цель и средства.
Фундаментализация экологического образования является условием его гибкости, осуществления творческого подхода к рассмотрению и решению проблем природопользования. Данная ситуация находит свое отражение в процессе экологического образования. Теперь уже недостаточно прежних знаний отдельных законов природы… Новые масштабы деятельности обусловили необходимость познания законов целостности природной среды и ее саморегуляции. Это обстоятельство подчеркивает значимость процесса теоретизации экологического знания, дающего возможность обеспечить целостное осмысление законов природы и характера ее связи с обществом.
Теоретический анализ философской, психологической и научно-педагогической литературы позволил Алексееву С.В. классифицировать принципы, которые составляют основу концепции становления и развития системы непрерывного экологического образования, на три группы, тесно связанные между собой: философско-методологические; методико-дидактические; организационно-педагогические [10]. Выделение в концепции непрерывного экологического образования таких важнейших принципов, как концептуальность и функциональность позволяет решить вопрос, связанный с экологической подготовкой различный групп и слоев населения. Эта подготовка носит всеобщий характер, и осуществляется по взаимосвязанным направлениям: общеобразовательная подготовка подрастающего и взрослого поколений, получение необходимого минимума экологических знаний специалистов любого профиля и подготовка профессионалов в области экологии.
Заключение
Анализ литературы последних лет приводит к заключению, что особая роль в переориентации образования на цели и задачи устойчивого развития отводится междисциплинарности. По всей вероятности, именно междисциплинарность способна претендовать на роль ядра новой концепции образования. Среди междисциплинарных синтетических наук в настоящий момент экология стала одной из главенствующих, а экологическое образование представляется наиболее естественной областью реализации междисциплинарного подхода.
Будучи связанной тысячами нитей с химией, биологией, физикой, географией, другими фундаментальными дисциплинами, экология настоятельно требует обращения к соответствующим системам знаний. Таким образом, идея экологизации учебных дисциплин не является чем-либо искусственным, надуманным; она отражает существующие тенденции в развитии науки, методологии и естествознания.