За последние несколько десятилетий возникали различные направления и школы в исследовании невербальных феноменов, которые развивались, сливались, распадались, а на их месте возникали новые. Существовала и существует до сих пор разница между западным и российским направлениями исследований невербального поведения. Так, долгое время, до середины XX века, и в западной, и в российской психологии культивировался подход к невербальному общению как сопровождению вербального ряда - паралингвистический подход. Помимо паралингвистического подхода, в изучении невербального общения долгое время ведущую роль играл лингвоцентрический подход, в рамках которого невербальные средства изучались по образу и подобию человеческой речи, на основе лингвистических критериев. Во второй половине XX века, был проведен ряд исследований речевых нарушений, возникающих при локальных повреждениях мозга - афазиях. В результате психологами Келманом, Росси и Вален-стайном были получены результаты, которые явно указывали на что, что многие люди с нарушениями речи сохраняют способность опознавать пантомиму.
После серии исследований в этой области западные исследователи отказались от лингво-центрического и паралингвистического подходов в изучении невербального поведения. С этого момента (40-70-е годы) зарождается деятель-ностный подход, суть которого в том, что невербальная коммуникация представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов. В настоящее время деятельностный подход преобразовался в направление, которое современные психологи называют личностным подходом, согласно которому невербальное общение выступает формой существования, развития, а также способом целенаправленного формирования личности как индивидуальности и субъекта общения в социуме.
Таким образом, резюмируя, отметим, что современная лингвистическая наука не признает автономии невербальных средств коммуникации, называя их паралингвистикой.