В постсоветском пространстве научное исследование политических элит активно началось в 90-е годы ХХ века. Происхождение слова «элита» берет свое начало от французского слова elite, что означает лучшее, отборное, избранное. То есть изначально политическая элита рассматривалась как особый управленческий слой, который осуществляет важные функции в государстве. Данный подход не рассматривает весь спектр функций элиты.
Политическая элита является не только высшим, привилегированным слоем, который осуществляет функции управления и влияет на общество через принятие ими конкретных политических решений. Она представляет собой сплоченную общность, которая является субъектом принятия важнейших решений в государстве и обладает необходимым ресурсным потенциалом для управления обществом.
В научной литературе существует множество подходов к пониманию элит, но все они сводятся к двум основным подходам. Властвующий подход, основоположниками которого стали Г. Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р. Дарендорф определяет политическую элиту как тех, кто обладает в обществе решающей властью и влияют на общество, используя свои властные функции. Меритократический подход берет свое начало в элитистской теории В. Парето, и рассматривает элиту, как правящий слой, опирающийся на принцип индивидуальных заслуг, которые продвигаются во властные и управленческие структуры в соответствии с личными заслугами. Примечательно к российской политической жизни элитологические исследования начаты недавно. В них доминирует структурно-функциональный подход, ориентирующийся на социально-статусный метод, который изучает и определяет членов элиты с точки зрения их места в иерархических общественных структурах, уровня осознанности общественных интересов, наличия социальной базы поддержки.
Современная политическая элита является тем общественным слоем, который оказывает существенное влияние на развитие всего общества. Являясь одним из основных субъектов политического процесса, современные элиты трансформируются под реалии политического пространства, начиная позиционировать себя через призму новых требований политических реалий. Несмотря на то, что элита приобретает новые черты и характеристики, в большей своей массе она характеризуется ограниченностью и узостью интересов, приоритетностью клановым интересам, ее неподготовленности к решению важнейших задач национального развития. В обществе преобладает точка зрения, что политическая власть, особенно на региональном уровне, не достаточно компетентна, и зачастую отдаляется от нужд своих избирателей, забывая о тех обещаниях, которые давались в процессе избирательной компании. Попадая в «коридоры власти», политическая элита начинает преследовать личностные интересы, сосредотачивается на внутренней борьбе между представителями различных элитарных групп. Коррумпированность многих чиновников, приводит к еще большей отдаленности элиты от основной массы населения. Недаром, 26 января 2016 года на заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции В.В. Путин говорил о необходимости предпринять решительные действия по совершенствованию государственной антикоррупционной политики. Среди приоритетных направлений Президент выделил необходимость повышения эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере, совершенствования работы структур, которые контролируют расходование бюджетных средств. «Важно уже на ранних этапах выявлять личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, вскрывать факты использования подставных или аффилированных организаций, исключить конфликт интересов». Реализация поставленных задач может привести к повышению уровня доверия населения к правящей политической элите, как на федеральном, так и региональном уровнях, если поставленные задачи будут решаться объективно, без оглядки на должности, и не окажутся очередным фарсом.
Последние исследования показывают, что современная политическая элита лишена социальных, интеллектуальных ресурсов, которые могли бы способствовать модернизации страны.
Состояние кадрового потенциала и системы его подготовки оставляет желать лучшего. По-прежнему, в кадровой политике, остается незыблемым принцип данный английским премьер министром Черчиллем: «Сукин сын, но свой». Однако отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков ведет к низкой эффективности управленческих решений, как на федеральном, так и региональном уровнях, и соответственно ведет к потере авторитета политической элиты в глазах населения. Для того чтобы скоординировать кадровую политику и повысить авторитет элиты необходимо вспомнить другой принцип, предложенный еще во времена античности Платоном «Сократ мне друг, но истина дороже». Именно элита в силу своего статуса, близости к рычагам власти и центрам принятия важнейших решений, оказывает заметное влияние на социально-экономические и политические процессы. Качество подготовки элит, их профессиональный уровень является одним из решающих факторов успешности политической, экономической, финансовой, культурно-интеллектуальной модернизации России. Эффективность функционирования политической элиты обуславливается ее профессиональной компетентностью и ценностными ориентирами: честность, уважение законов и прав человека, забота об общем благе. Только данный подход позволит говорить об эффективности политической элиты, главным показателем, которого является уровень жизни в стране. Влияние политических элит на развитие общества может носить как позитивный, так и негативный характер. Для положительной инновации необходимо, чтобы действия элит не шли в разрез требованиям объективных законов. Правильное их использование приведет к эффективной работе политических, экономических и социальных систем, обеспечат мощный импульс для поступательного, созидательного развития государства в целом. Если элиты будут игнорировать объективные законы развития, требования времени, выдвигать на первое место свои корыстные цели и интересы, то негативные действия элиты будут вести к пробуксовке модернизационных процессов. Реформирование будет носить противоречивый характер, и сопровождаться большими потерями.
Еще одной характеристикой современной элиты является ее корпоративность. Особенность корпоративной системы в России состоит в том, что она строится на взаимозависимости наиболее влиятельных заинтересованных групп и государства, имеющей договорной характер. Источником политического влияния в современной России стала собственность. Наиболее могущественной корпорацией является финансово-промышленные группы, в руках которых концентрируются огромные финансовые потоки, стратегически важные предприятия, и которые, находясь во властных структурах, могут влиять на процесс принятия важнейших политических решений. Элитарность современного общества достаточно доказательный факт. Оздоровление современной политической элиты возможно, на наш взгляд, путем постепенного отхода от системы рекрутирования элит на основе кланово-командного, номенклатурного подхода и переходу к общегражданским и меритократическим ориентациям.
Не маловажным фактом повышения управленческого потенциала современной политической элиты является расширение базы элитной рекрутации за счет субэлитных слоев (среднего класса) и переход к антрепренерской системе рекрутирования элиты, которая характеризуется открытостью для любых социальных групп, претендующих на власть, продуманной системой конкуренции и отбора на руководящие позиции, ориентацией на высокие профессиональные и личностные качества претендентов, а также широким кругом селектората, включающим в идеале всех избирателей.
От результатов деятельности политической элиты зависит будущее развитие страны, демократических ценностей, правовых начал. Без создания эффективного, конкурентного и прозрачного механизма формирования и функционирования политической элиты не будет реальной политики, развитых институтов гражданского общества. В условиях современного политического развития необходимо упор сделать на формировании полноценного сильного гражданского общества, которое в процессе развития сформировало бы свою неформальную элиту, которая успешно контролировала правящую элиту в современной России. Только в условиях развитого гражданского общества может быть сформирована формула нравственного приоритета, где не политическая элита распоряжается народом, а народ нанимает «сити-менеджеров», которые, благодаря профессионализму и компетенции, эффективно управляют обществом, учитывая интересы большинства населения. Но для реализации данной формулы необходимо, чтобы граждане государства осознали тот факт, что если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами. Необходимо формировать активную гражданскую позицию, принимать участие в решении важнейших вопросов страны, понимать, что только в единении государства и народа будет возможна всесторонняя модернизация и выход России на качественно иной уровень внутреннего и внешнего развития.
Следует отметить, что в современной России правящая элита контролирует важнейшие сферы общественной жизни, основные сектора экономики, информационное поле, партогенез. На современном этапе можно констатировать существование в России политической элиты, которая интегрирована, гомогенна (меняющаяся) и живет по определенным принципам. Как правило, это социальная группа обладает привилегиями и распоряжается ресурсами потребления. При этом представители политической элиты четко сходятся во мнении о том, что они должны иметь высокий уровень жизни. Практика последних лет показывает, что политическая элита крайне оторвана от общества, стремится сохранить свое исключительное положение в обществе. Она стремится копировать западную модель развития, при этом, не желая принимать правила гражданской ответственности, публичной открытости и формирования прозрачного механизма своего функционирования. Современная политическая элита России заинтересована в построении общества, где основным критерием регулирования взаимоотношений станут доходные и статусные привилегии. Политическая элита стремится к формированию режима, при котором функции политической системы будут сведены к административной вертикали и контролю правящей элиты над ключевыми экономическими активами страны. Такая позиция российской политической элиты объясняется, отчасти, низкой политической активностью гражданского общества и неверием широких слоев населения в компетентность и нравственные качества политической элиты. Мы считаем, что решить данную проблему возможно благодаря развитию структур гражданского общества и культивирования здоровой политической конкуренции в элитной и субэлитной среде. А также проведение государственной информационной политики, ориентированность на гласность и прозрачность деятельности политической элиты.
Важной чертой российской политической элиты выступает понятие «преемственность» элиты, что исключает попадание в нее «случайных людей». В политической жизни возник противоречивый механизм формирования политической элиты. С одной стороны в российском обществе существует широкий круг селектората, с другой данный круг селектората формируется, как правило, представителями тех институтов власти, которые созданы властвующей элитой. Решение данной проблемы, на наш взгляд, видится в горизонтальной интеграции политической элиты, которая выступает необходимым условием принятия коллективных решений, предохранения общества от политической поляризации и радикализации, повышает способности руководителей находить компромиссные решения и достигать консенсус, предотвращать конфликты. Однако внутригрупповая интеграция способствует социальной результативности элиты лишь тогда, когда она происходит за счет ослабления ее социальной представительности и выражает интересы всего общества. Однако у современной российской элиты зачастую собственные интересы не совпадают с интересами основной части граждан. У нее оформились свои жизненные стандарты, предпочтения, ценностные ориентиры, которые не только не вписываются, но и противостоять ценностным ориентирам основной массы населения. В самой политической элите так же идет процесс дифференциации, что изнутри ослабляет элиту, и создает объективную угрозу стабильности российского общества. Однако данный процесс имеет и позитивные моменты. Противоборство различных группировок элит заставляет их искать поддержку у народа, тем самым втягивая его в политическую жизнь, и стимулируя развитие гражданского общества.
Еще одной из важнейших причин слабости политической элиты в современной России, на наш взгляд, является ее неспособность создать целостную систему новейших ценностных ориентаций, идеалов, которые могли бы объединить и вдохновит общество, консолидировать его с политической элитой, мобилизовать массы на достижение общих целей. Попытка механически перенести на российскую почву западноевропейскую либеральную идеологию обречена на неудачу. Стремление создать свою государственную идеологию, основанную на российской почвенности, в условиях конфликтов внутри политических элит современной России также не могут привести к желанным результатам и создать целостную систему новых идей, которые способны объединить и вдохновить общество. Для эффективного функционирования политической элиты необходима способность элиты к рекрутированию, открытость для притока в ее ряды наиболее образованных, способных, честных людей из всех слоев общества.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в современной России политическая элита испытывает дефицит доверия со стороны основной массы населения, а ее некомпетентность является основной причиной неэффективности власти. В результате современного развития общество предъявляет аргументированные требования к новой политической элите, которые включают в себя взвешенность и ответственность в государственных делах, твердость нравственных позиций, гибкость в принятии решений, профессионализм. Только модернизировав политическую элиту, можно говорить об эффективном функционировании демократических институтов в государстве. А успешное реформирование общества, видится нам в создании новой системы рекрутирования элит, ее открытости основанной на конкурентных началах и институциализации требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей.