Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

Sveshnikov A.A. 1
1 SBEI HPE «Surgut State University of KhMAO-Ugra»
1747 KB

Самая талантливая в России семья журналистов и писателей живет в настоящее время в Зауралье, в г. Кургане. Этот рассказ о том, кто сегодня ведет род, как он становился на ноги, сколько сейчас потомков и какова их творческая активность.

История рода документально известна за 220 лет. Первым (из известных) – был глава крестьянской семьи, которая жила в селе Коровки Пензенской области в 1805 году. Затем одну из бабушек потянуло к теплу, к морю. С ней поехала и часть молодежь и поэтому я родился 3.11.36 г. в Севастополе, в доме у памятника погибшим кораблям. У моей мамы не было даже начального образования (ни одного дня не ходила в школу), у отца – неподтвержденное – начальное. В мае 1941 года я начал ходить в детский сад. Здесь воспитательница впервые сказала маме: «Он у вас большой выдумщик. Все время что-то придумывает и сочиняет»

Сегодня продолжателем рода являюсь я (Свешников А.А.) и поэтому привожу наиболее значимые моменты.

Родился я 3.11.36 г. в городе Севастополе. В мае 1941 года начал ходить в детский сад. Но в нем мне не нравилось и я однажды сбежал и пришел домой. Дверь квартиры оказалась открытой (по тем временам при большой семье это бывало нередко). Я потихоньку вошел и залез под кровать, которая стояла недалеко от двери. Думаю, что я там ворочался и вздыхал. Мама поэтому легко меня обнаружила и спросила: «Ты почему не в детском саду, а лежишь одетый под кроватью-». Я ответил: «В саду я случайно провинился: неудачно повернулся за столом вовремя завтрака, чайная чашка упала со стола и разбилась. Воспитательница услышала, подошла и сказала: «Сходи за мамой, будем разбираться!» Мама мне сказала: «Ну что же, вылезай, пойдем разбираться». В саду воспитательница с удивлением посмотрела на меня и маму и спросила: «Что это вы с ним за руку-». Мама все рассказала. Воспитательница ответила, что сегодня никто чашек не бил, никого домой не посылали. Это он все придумал. Он большой фантазер. Все время что-то придумывает!». Это был первый симптом способности творить.

В октябре 1941 года завод, где работали все 5 членов нашей семьи, был эвакуировал из г. Севастополя в г. Поти г. Мне было 5 лет, а брату 13. Когда ему исполнилось 14 лет, его зачислили вольнонаемным в судоремонтный батальон Черноморского дивизиона действующей армии и выдали трудовую книжку. г. Поти городок был маленьким. Единственную школу занимало общежитие для эвакуированных. Здесь было тесно и шумно. Чтобы немножко отдохнуть от работы и непрерывной бомбежки, а также заглушить чувство голода, мой брат по вечерам приводил меня на площадь в центре города (здесь не бомбили – не было военных объектов) и учил писать и решать задачи. Писал я мелом на асфальте (тетрадей, чернил и ручек вначале не было). Затем стали приходить зарубежные корабли за марганцевой рудой и появилась оберточная бумага. Привожу пример, как я писал (что писал именно я видно по тому, что писал левша (рисунок 1943 года). Мой брат, не зная, что я левша (и вообще, что есть левши) учил меня писать правой рукой (с помощью шомпола от винтовки). Потом на спину мою даже смотреть было тяжело.

sveh1.tif

Какими были первые отчетливые симптомы необычных способностей у меня уже в средней школе. Наверное, к числу первых относится урок черчения: однажды учитель задал домашнее задание: вот по таким-то параметрам сообрази те и начертите предмет, завтра принесите. Я до 23 часов «ломал себе голову» над тем, что это за предмет и решил, что ничего не смогу придумать и нужно ложиться спать. Уснул, а в три часа ночи снится сон: так это же лестница в подъезде, по которой мы ходим! Вскочил и начал чертить. Оказалось, что начертил только я. Учитель удивленно посмотрел на меня и сказал: «Молодец!». А через некоторое время я шел в школе по коридору и машинально взглянул на стенд по черчению и там увидел свой чертеж. Через 10 лет после окончания школы (уже будучи кандидатом медицинских наук) я пришел навестить свою школу и увидел, что мой чертеж висит до сих пор.

Второй пример. Я его привожу для того, чтобы подчеркнуть способность размышлять. После 7-го класса мама и брат (отца у меня уже не было) стали агитировать меня пойти учиться вначале у нас в Ставрополе в нефтяной техникум, а затем – в институт, так как дядя мой работал на нефтяных промыслах на Сахалине и был крупным специалистом. Вступительные экзамены я сдал хорошо, но не знал, как правильно написать в анкете (в те времена они были) мое социальное происхождение (раньше требовалось написать: из рабочих, крестьян или из интеллигенции, я написал из интеллигенции). Это нужно было писать потому, что количество учебных мест в техникуме, как и во всех учебных заведениях, было таким: рабочие и крестьяне по 40% от общего числа мест в техникуме, интеллигенция – 10%, демобилизованные из армии и инвалиды 10%). В 10% интеллигенции я не попал – была одна четверка. Вернулся в школу и продолжил учебу. Была осень, а время – голодное, и я по вечерам иногда перекапывал уже убранный огород хозяйки (около дома) в надежде найти хотя бы одну маленькую картошечку. Невольно стал размышлять: кем я буду работать по специальности. Решил: буду учиться! В те времена во всех областных центрах было 3 основных института: сельскохозяйственный – но к нему я никакого отношения не имел, к пединституту также, остается только медицинский. Туда я пойду, окончу, но лечить больных не буду, пойду учиться дальше – в аспирантуре и стану ученым. Твердо принял решение и ни одного раза за 63 года моей практической работы от него не отступил. А что же я буду делать- Сам себе ответил: буду отвечать в науке на вопросы подобные тем, которые дети задают своим мамам: «Мама, а почему-» Но взрослым говорить по-детски стыдно, и они придумали другую формулировку: а каков механизм такого-то явления-». При такой формулировке человек выглядит уже очень серьезным.

Третий пример. В девятом классе (был 1953 год) к нам в класс пришел учитель и сказал: «Я окончил факультет психологии МГУ. Хочу выяснить на вашем примере способны ли вы усваивать психологию. Я прочитаю вам 20 лекций по психологии, а затем вы по прочитанному напишите реферат». Написал его только я (поэтому я сегодня академик Международной академии психологических наук).

Четвертый пример. Мне легко давались знания по предмету того времени «Анатомия и физиология человека». Я не только читал учебник, но и медэнциклопедию, а учительница приходила в восторг от моих ответов на уроке.

Пятый пример. После окончания в Москве аспирантуры и защиты кандидатской диссертации меня по общественной линии сделали руководителем теоретического философского семинара для научных работников. С целью совершенствования знаний послали на экскурсию по Ленинским местам. Сделали членом партийного бюро по идеологической работе, членом парткома, редактором институтской стенгазеты (длина ее на бумаге была 3 метра, высота 1 метр, выходила раз в месяц). Избрали внештатным корреспондентом городской и областных газет и областного радио. Намечался прием в союз журналистов, но тогда были ограничения в приеме и нужно было долго стоять в очереди (так как это не моя специальность – я не журналист, а «посторонний» – из медицины).

Шестой пример. Будучи младшим научным сотрудником, я написал и опубликовал в центральном журнале статью «Некоторые современные проблемы медицины свете ленинской теории отражения». Когда секретарь горкома партии прочитал эту статью, сказал, что такую статью может писать только академик, а не младший научный сотрудник. Затем рассвирипел и сказал секретарю парткома нашего института, что на очередной аттестации партийных кадров он меня исключит из партии. Но через год успокоился. Вскоре даже наградили меня одной, а затем второй, Почетной Ленинской грамотой.

Когда я приехал в Курган и начал работать заведующим отделом диагностики заболеваний, меня сразу же избрали замом секретаря партийного бюро по идеологической работе, внештатным корреспондентом областных газет и радио, председателем общества «Знание» в институте, затем – председателем Первомайской организации этого общества, членом областной организации общества» Знание», признали лучшим лекторов общества «Знание» РФ, послали читать лекции в составе лекторской группы в Шри-ланку и Индию. Я читал там лекции по лечению больных методом Илизарова. Прочитал 44 лекции. В институте широко освещал работу и жизнь коллектива. О работе и общественной жизни центра Илизарова писал в центральных газетах («Правда», «Известия», «Медицинская газета») – написал 28 статей, в областных и городских газетах Курганской области – 150, по областному радио выступил 77 раз.

О результатах своих научных исследований по проблеме остеопороза за 40 лет написал – 1153 статьи, монографий – 16. И множество других материалов. Создал научную школу «Минеральная плотность костей скелета», в которой подготовил 20 кандидатов 8 докторов наук. Меня наградили дипломом РАЕ «Золотая кафедра России». Сведения обо мне занесены в Международную энциклопедию» «Who is Who World Society («Кто есть кто в мировом сообществе», 2011 г. том 30, Юбилейный, раздел наука). Вот почему на съезде физиологов меня признали единственным и непререкаемым русским ученым по минерализованным тканям (кости).

Последовательно и целеустремленно идут по моим стопам дети и внуки. Сын мой уже опубликовал в журналах ВАК 60 научных статей. Написал кандидатскую диссертацию и защитил ее. Работает замом главного врача скорой помощи по медицинской работе, а также доцентом на кафедре терапии Мордовского университета. Участвует в работе многих официальных врачебных комиссий. Написал 2-х томник «Диагностика и лечение неотложных состояний». Один из авторов «Национального (российского) руководства по скорой помощи», в нем 812 с. Уже на выходе его 3-томник с учетом новых достижений в этой специальности. Давно готов к защите докторской диссертации. Уже 20 лет собирает высказывания великих людей про разным научным проблемам.

Вместе с ним идет и моя дочка Светлана. Написала и опубликовала 220 научных статей по психодиагностике у людей после травм больных достеопорозом. Издала 4 монографии по этой же проблеме. Она доцент кафедры психологии в университет (КГУ). Давно готова к защите докторской диссертации. Она избрана чл.-корром Международной академии психологич еских нгаук. Серьезно занимается воспитанием сына. У него уже 41 диплом за научные публикации и выступления на школьных конференциях. Он написал две лекции о том, что такое боль и как с ней бороться и под рководством мамы прочитал их студентам. Учительница русского языка так комментирует его сочинения: ««Прекрасно, Женя!». Недавно я прочитал слова, которые он написал в альбомчике, напечатанном по случаю присуждения ему стипендии главы города и изумился тому, как красиво все написано и какие замечательные там слова. Так написанные слова я прочитал первый раз и изумился. Он активно участвует в команде при соревнованиях по баскетболу, занимается в кружке английского языка. Прошлом году, будучи в Артеке, написал заметку в раздел «Юные журналисты». Ее сразу опубликовали в газете «Артек». В Академии дополнительного образования его фамилию занесли в группу «талант, ранг высший». Вслед за ним идет внук Илья. Он в 4-ом классе, но уже занесен в группу «талант, ранг высший». Подрастает и внук Яков. Ему пока один год.

В заключениу хотел бы сказать: я придерживаюсь такой точки зрения: первоначально природа в каждого человека закладывает одинаковый набор способностей, а их проявление зависит от условий жизни и от того с какой настойчивостью в том числе сам человек и родители, школа выявляют и развивают способности у детей. Целый ряд знаменитостей подчеркивают, что нередко человек, обнаружив в себе ту или иную способность, замыкается в ней и старается все время быть в ней и не выходить из нее. Приведу в качестве примера слова И.В. Гёте: «Кто рожден с талантом и для таланта, тот уже в нем находит всю прелесть своего существования». А если заниматься разными делами, то талант постепенно исчезает.