Адаптационные возможности – это запас функциональных резервов, которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и внешней средой [8].
Система кровообращения человека ответственна за адаптацию организма к большому числу разнообразных факторов внешней среды. В большинстве случаев сердечно-сосудистую систему можно рассматривать как показатель адаптационных реакций целостного организма [2].
Адаптационный потенциал (АП) – показатель уровня адаптации человека к различным меняющимся факторам внешней среды. Формирование уровня данного физиологического показателя жизнедеятельности осуществляется всем комплексом изменений физиологических систем организма, происходящих под влиянием стрессорных факторов (физическая и умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.). При этом формируется новое адаптивное поведение индивида, обеспечивающее наиболее благоприятное приспособление организма к этим факторам [5].
АП – комплексный показатель, построенный на основе взаимоотношений частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического артериального давления, возраста, массы тела и роста. По литературным данным все эти показатели играют ведущую роль в становлении, закреплении адаптации к различным воздействиям внешней среды. АП является показателем состояния адаптационных механизмов организма человека [6].
Юношеский возрастной период (c 17 до 21 года) характеризуется окончанием ростовых процессов [4]. В данной возрастной группе происходит переход от обучения в средней школе к учебе в вузе или ссузе [9]. В этот период происходит адаптация к новым социальным условиям, которая вызывает активную психофизиологическую мобилизацию организма [10]. Затруднение адаптации к учебному процессу и неблагоприятные изменения в организме, вызванные усвоением возросшего объема учебного материала в семестре и в период экзаменационных сессий в сочетании с эмоциональными переживаниями приводят к ухудшению здоровья, снижению умственной работоспособности [5]. Поэтому, помимо физического статуса изучение особенностей физиологической реакции системы вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, является актуальным для определения качества адаптации организма в целом [7]. Для определения уровня его приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды определяют адаптационный потенциал (АП) [10]. С помощью данного показателя можно оценить формирование адаптивного поведения индивидуума, обеспечивающее наиболее благоприятное приспособление организма к факторам, воздействующие на организм [3].
Для оценки уровня функционирования сердечно-сосудистой системы использовалась терминология теории адаптации, согласно которой по уровням здоровья выделяют 4 группы лиц: с удовлетворительной адаптацией, с напряжением механизмов адаптации, с неудовлетворительной адаптацией, со срывом адаптации.
Приводим шкалу оценок для показателя АП:
1. До 2.10 – удовлетворительная адаптация (характеризует достаточные функциональные возможности системы кровообращения);
2. 2.11 – 3.20 – функциональное напряжение механизмов адаптации;
3. 3.21 – 4.30 – неудовлетворительная адаптация (характеризует снижение функциональных возможностей системы кровообращения с недостаточной, приспособляемой реакцией к нагрузкам);
4. Более 4.30 – срыв адаптации (характеризует резкое снижение функциональных возможностей системы кровообращения с явлением срыва механизмов адаптации целостного организма).
Показатель АП достоверно характеризует уровень адаптации целостного организма, а его основные составляющие являются индикаторами здоровья [1].
Цель исследования
Выявить корреляционную связь адаптационного потенциала, площади кисти и окружности грудной клетки в зависимости от индекса массы тела у юношей.
Материалы и методы исследования
Проведено обследование 51 юношей, которые не имели каких-либо заболеваний опорно-двигательного аппарата. С помощью ростомера (с точностью до 1 мм) и весов (с точностью до 10 г) исследовали рост и массу тела. Индекс массы тела (ИМТ) рассчитывали как соотношение массы тела к росту в квадрате. Оценку ИМТ проводили согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Окружность грудной клетки измеряли сантиметровой лентой (с точностью до 1 мм). Площадь кисти измеряли с помощью планшетного сканера и авторской программы HandScaner (свидетельство № 2015616988 от 26 июня 2015 г.) (рисунок).
Измерение площади кисти в программе HandScaner
Адаптационный потенциал (АП) системы кровообращения оценивали по методике Р.М. Баевского: АП (в баллах) = 0.011х (ЧП) + 0.014 х ( АДсист.) + 0.008 х (АДдиас) + 0.014 х (В) + 0.009 х (МТ) – 0.009 х (Р) – 0.27, где ЧП – частота пульса в мин., АДсист. – систолическое артериальное давление (мм.рт.ст.), АДдиаст. – диастолическое артериальное давление (мм.рт.ст.), В – возраст (число лет), МТ – масса тела (кг), Р – рост (см).
Результаты исследования и их обсуждение
Юноши были распределены по группам согласно классификации индекса массы тела ВОЗ. В группу с незначительным дефицитом массы тела вошло 6 человек. Юношей с ИМТ в пределах нормального диапазона составило 33 человека. В группе с ИМТ в пределах, соответствующих предожирению, было 8 человек. Юношей с ожирением I степени – 4 человека. Морфофункциональные параметры кисти исследуемых юношей представлены в таблице.
Распределение исследуемых параметров в соответствии с ИМТ
Классификация |
ИМТ (кг/м2) |
Площадь кисти ведущей руки (см2) |
Адаптационный потенциал |
Окружность грудной клетки (см) |
Незначительный дефицит |
17.00 – 18.49 |
122.04 ± 7.87 |
2.07 ± 0.37 |
87.80 ± 7.73 |
Нормальный диапазон |
18.50 – 24.99 |
131.01 ± 4.41 |
2.30 ± 0.09 |
97.18 ± 2.71 |
Предожирение |
25.00 – 29.99 |
132.65 ± 7.54 |
2.54 ± 0.17 |
108.38 ± 6.87 |
Ожирение I степени |
30.00 – 34.99 |
144.21 ± 7.56 |
2.71 ± 0.23 |
118.00 ± 4.58 |
В результате установлен коэффициент корреляции между адаптационным потенциалом и ИМТ, который составил 0.7. Это говорит о высокой взаимосвязи этих двух параметров. Коэффициент корреляции между адаптационным потенциалом и площадью кисти ведущей руки составляет 0.3. Это говорит о слабой корреляционной связи указанных параметров.
Коэффициент корреляции между ИМТ и площадью кисти – 0.3. Это слабая корреляционная связь ИМТ с площадью кисти. Коэффициент корреляции между адаптационным потенциалом и ОГК составляет 0.7, то есть эти параметры находятся в тесной взаимосвязи. Учитывая полученные данные, можно говорить о выраженной взаимосвязи адаптационного потенциала с индексом массы тела и ОГК у юношей. Данный факт можно объяснить тем, что уровень адаптационного потенциала зависит от параметров роста, массы тела и окружности грудной клетки. Исследование показало, что параметры кисти практически не имеют связи с адаптационным потенциалом. Это можно объяснить тем, что адаптационный потенциал включает в себя приспособление только сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Установлена тесная взаимосвязь между ИМТ и адаптационным потенциалом. Отмечено статистически значимое (р < 0.05) увеличение значения адаптационного потенциала при увеличении значения ИМТ. Этот факт свидетельствует о том, что лица с большим значением массы тела имеют более низкий адаптационный потенциал. Следует отметить, что в группе с нормальным ИМТ адаптационный потенциал составляет 2.30 ± 0.09, что говорит уже о напряжении механизмов адаптации, а в группе с незначительным дефицитом массы тела наблюдается удовлетворительная адаптация. То есть можно говорить о том, что юноши с незначительным дефицитом массы тела лучше адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды, чем юноши, имеющие нормальный ИМТ.
Заключение
1. Адаптационный потенциал находится в выраженной корреляционной взаимосвязи с ИМТ и ОГК.
2. Площадь кисти не взаимосвязана с адаптационным потенциалом, то есть не влияет на его значение.
3. Юноши с незначительным дефицитом массы тела имеют больший потенциал адаптации, чем юноши с нормальной массой и ее избытком.