Алкогольная зависимость населения является одной из социальных проблем российского общества. Отечественная наука пришла к осознанию того, что причины алкоголизма лежат в социальной плоскости. В настоящее время проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в России. По данным Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization) Россия по уровню потребления алкоголя, выражаемого в литрах чистого этилового спирта на душу населения занимает 4 место в мире. Этот показатель равен 15,76 литров на человека.
В нашей стране насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации [3].
Современное состояние России определяется как демографический кризис, что связано с естественной убылью и снижением качественных характеристик российского населения [4]. Данные статистики свидетельствуют о том, что за последние 20 лет страна потеряла свыше 2,2 млн. человек. Демографическая ситуация резко ухудшившаяся в начале 1990-х годов, до сих пор остается весьма неблагополучной как в России, так и ее регионов (таблица).
Динамика численности населения России с 1995–2015 гг. (чел.) [4, 9]
Численность населения |
1995 год |
2000 год |
2005 год |
2010 год |
2015 год1 |
России |
148 459 937 |
146 890 128 |
143 474 219 |
142 856 536 |
146 267 288 |
Примечание. 1Численность населения России в 2015 году увеличилась после вхождения в 2014 г. Республики Крым и города Севастополь (2,3 млн чел.) в состав РФ.
Фактор алкоголизации во многом определяет нынешний демографический кризис российского общества. Алкоголь вносит существенный вклад в высокую смертность россиян. Потребление алкоголя является причиной смерти в результате пьяных драк, алкогольных самоубийств. Многие смертельные болезни являются результатом неумеренного потребления алкоголя. В среднем по стране 25 % всех смертей в разной степени обусловлены злоупотреблением алкоголем (30 % мужчин и 15 % женщин). Российские ученые Д.А. Халтурина и А.В. Коротаев представили регрессионную модель, динамики рождаемости и смертности в России, которая во многом зависит от количества алкоголя, потребляемого населением [10]. Наиболее остро стоит вопрос об уменьшении численности сельского населения за счет высокого уровня смертности. Анализ сверхсмертности в России позволяет выделить алкогольный фактор как один из самых весомых. Чрезмерное потребление алкоголя ежегодно уносит более 500 000 человеческих жизней, причем преимущественно лиц трудоспособного возраста [8].
На процесс формирования алкогольной зависимости влияют различные факторы: обстановка в регионе, стране, государственная политика в области виноторговли (ограничение или полная свобода производства спиртных напитков). Причинами алкоголизма могут быть: во – первых, неблагополучная семья; во-вторых, окружение на работе, способствующее употреблению алкоголя; в – третьих, обычаи и семейные традиции, сопровождающиеся алкогольными застольями. Имеет значение и место жительства человека. Особенно актуальна проблема алкоголизма для сельских населенных пунктов. Здесь определенную роль играет потеря уважения к труду, к земле, к своей малой родине, утраченные нравственные и духовные ценности.
Многочисленными социологическими исследованиями доказано, что среди главных социальных причин алкоголизма в сельской местности можно выделить следующие [2]:
1. Низкий уровень жизни на селе, борьба с бедностью, плохое питание и жилищные условия, безработица.
2. Постоянное навязывание обществом жизненных ценностей, таких как успешность и богатство, которые для большинства сельских жителей недостижимы.
3. Традиции чрезмерного употребления алкоголя на праздники в кругу семьи и с друзьями.
4. Доступность легального и нелегального алкоголя, его широкая распространенность (30 % от общего количества реализуемого алкоголя).
5. Социальная терпимость к пьянству, особенно к пьянству взрослых мужчин.
Социальные последствия алкоголизма в сельской местности вызывают особую тревогу. Ситуация усугубляется недостаточной и малодоступной наркологической помощью больным алкоголизмом. Качество наркологической помощи в немалой степени зависит от всестороннего учета социально-гигиенических особенностей жизни деревни, подробного анализа вопросов алкоголизации сельского населения. Некоторые авторы [2] отмечают важную психологическую особенность – нежелание сельского населения к пользованию доступной наркологической помощью. Очень часто больные и родственники часто скептически и недоверчиво встречают врача-нарколога. Отсюда и меньшая интенсивность выявления больных как следствие меньшей обращаемости к врачам данной специальности [2]. В сельской местности, где все друг друга знают, числиться больным алкоголизмом, состоящим на учете, для многих совершенно неприемлемо. На приеме в основном оказываются лица с тяжелыми проявлениями заболевания, и уже в тех случаях имеются выраженные изменения психики и проявления социальной дезадаптации.
Выясняя особенности алкоголизации сельского населения, П.И. Сидоровым и А.Г. Соловьевым, было проведено комплексное клинико-социальное обследование сельских жителей, преимущественно мужчин [2]. Исследование показало, что одной из особенностей алкоголизации деревенских жителей является изначальное снижение или отсутствие социального контроля. Большинство обследованных отмечают большую (по сравнению с городской местностью) раскованность, свободу во время приема спиртного из-за недостаточного противодействия общественности, органов полиции, а также малых социальных групп, в первую очередь семьи, где, с одной стороны, велик авторитет главы семейства, с другой – нередки случаи «семейного пьянства» с женой, детьми, многочисленными родственниками.
С увеличением удаленности населенного пункта от райцентра до 30 км распространенность алкоголизма среди работающих в них возрастает в среднем на 15 %. В населенных пунктах с количеством проживающих от 200 до 400 человек среди работающих распространенность алкоголизма выше, чем в более крупных населенных пунктах, в среднем на 16,4 % [2].
В России, как, впрочем, и в других странах мира, все более явно прослеживается тенденция омоложения алкоголизма на фоне растущего потребления спиртного. Особенно эта тенденция заметна на селе. В сельской местности подростки раньше знакомятся с алкоголем, у них большая наследственная отягощенность алкоголизмом, ниже восприятие алкоголизации в семье. Среди подростков сельской местности Н.В. Вострокнутовым и В.М. Кузнецовым выявлены определенные особенности потребления алкогольных напитков [2]. Они характеризуются быстрым темпом распространения первичного знакомства с алкоголем в возрастные периоды 10-12 лет – у мальчиков, 11-14 лет у девочек; ростом систематического смешанного употребления крепких спиртных напитков, включая высокий процент употребления алкогольных суррогатов (дешевые алкогольные коктейли, брага, самогон) в возрастном периоде 14-16 лет; у части подростков случаями многодневной алкоголизации и нарастающей толерантностью к алкоголю.
В целом особенности алкоголизации подростков в сельских районах прямо связаны со своеобразием социально-психологической среды и алкогольных обычаев, биологической почвы и степенью нравственной зрелости личности.
В последние десятилетия в стране сохраняются тенденции роста самоубийств в сельской местности: если в городских поселениях этот показатель составил более 65 случаев на 100 тысяч населения, то у сельских жителей он составил более 100 самоубийств и сохраняется дальнейшая тенденция роста. Указанные обстоятельства свидетельствуют о тяжелом социально-психологическом кризисе именно в деревне, где тесно переплетаются факторы социального стресса вследствие низкого качества жизни сельчан и интенсивного пьянства, которые, по механизмам порочного круга, усугубляют друг друга и ведут к деградации и депопуляции населения. Более половины самоубийств совершаются в состоянии алкогольного опьянения, причем за последние 5 лет в регионах этот показатель имеет отчетливую тенденцию к увеличению, особенно у сельского контингента, составив у городских жителей 58 %, у сельских – 62 %. При этом установлена весьма неблагоприятная тенденция роста самоубийств мужчин в сельской местности: если соотношение М:Ж в городе составляет 4,5: 1, то на селе оно возрастает до 8,25:1, т.е. суицидентов -мужчин на селе в 8 раз больше, чем женщин. Таким образом, между пьянством, алкоголизмом и самоубийством существуют самые тесные связи: риск самоубийства у злоупотребляющих алкоголем, т.е. пьяниц возрастает в 5 раз, у больных хроническим алкоголизмом в 10 раз. Последствия употребления алкоголя: попытка суицида на фоне алкогольного психоза.
При изучении причин распространения алкогольного потребления следует учитывать еще один очень важный момент – под воздействием социально-экономических преобразований, в структуре причинного комплекса пьянства произошли значительные сдвиги: ослабевает влияние на алкогольное потребление факторов материально-бытового характера и резко увеличивается влияние социально-психологических [5, 6].
Современная аграрная политика страны преследует цель активного социально-экономического преобразования деревни, прежде всего улучшения качества материально-бытовых и культурных условий жизни сельского населения. Несмотря на определенные успехи, сегодняшняя реальность не позволяет забыть о существенных различиях между городом и деревней по всем основным параметрам. Специфика села характеризует особую подсистему общества, отличающуюся трудовой специализацией, благоустройством и досугом, обеспеченностью средствами связи (интернет) и передвижения.
Таким образом, проведенный анализ позволил выявить следующие социальные причины и последствия алкоголизации населения в сельской местности:
– однообразие стиля жизни;
– высокий уровень безработицы, проявляющийся в снижении или отсутствии противодействия пьянству со стороны социальной (производственной) среды;
– некритичность к вредным алкогольным обычаям;
– семейный характер алкоголизации с ранним вовлечением детей;
– утрата традиций и обычаев, регулирующих алкоголизацию; отсутствие у социальных институтов возможности контролировать потребление населением спиртных напитков;
– активный отказ от помощи наркологической службы.