Исследования в антропоцентрическом направлении в области языкового знания обновляются и приобретает новый темп. По этой причине уделяя особое внимание тому, как строятся взаимоотношения между людьми, как обрабатывается информация, как воспринимают и понимают текст, повышается интерес коммуникативной стороне языковых явлений. Язык, функционируя как средство взаимоотношений между людьми, приобретает общественное значение. Посредством языка человек познает окружающий мир, формируется собственное мировоззрение.
Человек – объект изучения многих наук. Существует множество определений человеку и они очень разнообразны. Человек характеризуется как «индивид» (отдельный человек) , «субъект», «образ». Причина его многообразия зависит от того, с какой точки зрения он характеризуется. В зависимости от психологических особенностей, по мере его взаимоотношений с другими людьми человек изучается психологией, его социальные особенности, деятельность в обществе исследуется социологией, а также изучается философией. Если «В кратком энциклопедическом словаре» индивид (отдельный человек) рассматривается как отдельно взятый человек, обладающий природными и социальными особенностями, то в «Психологическом словаре» понятие субъект рассмотрено в значении активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека
В «Советском энциклопедическом словаре» дается следующее определение понятию личность:
1. Субъект взаимоотношений, обладающиий познавательной деятельностью.
2. Член общества или общности.
Об индивдуальных особенностях человека Д. Кишибеков и У. Сыдыков отмечают так: «Необходимо учесть, что в человеке существует три степени человеческих способностей: 1) каждый человек – в первую очередь член социума. Все представители человечности вне зависимости от их расовой, национальной, племенной принадлежности, пола, обладают всеми общечеловеческими способностями. Это радость, сострадание, любовь к ребенку, к матери, ненависть к подлости и деспотизму, несправедливости, любовь, ненависть, любовь к справедливости, то есть к ним относятся все духовно-психологические качества. 2) Психологические признаки, возникающие в процессе деятельности высшей нервной системы из физиологических особенностей каждого человека и присущие лично только ему. Это наблюдается в его характере, темпераменте, в действиях и поведениях, в разговоре, в реакциях на внешние воздействия, во взаимоотношениях с посторонними людьми, а также во всей его жизнедеятельности. 3) Человек растет в определенной стране, в историческую эпоху, удовлетворяясь материальными и духовными благам определенного уровня. У него есть определенная социальная (классовая), этническая (национальная) среда. Он получает знания из образовательно-воспитательной системы, сложившейся в той эпохе, исторической среде. Все это в целом оставляет собственный след во внутреннем мире человека. В то же время определившись, обособляясь, становится его устойчивым духовным качеством.
А в теории коммуникаций уделяется особое внимание способностям человека как оратора, то есть человек характеризуется как коммуникативная личность. Для уточнения понятия коммуникативной личности необходимо выяснить как характеризуется слово личность в философии, социологии, психологии, лингвистике (языковая личность). Человек – живое существо, состящее из единства биологических и социальных черт (качеств), находящийся на высшей ступени развития человечества. В учебнике «Философии» написано так: «У человека есть две разных черты: природная (биологическая) и общественная (социальная). Конечно, главное качество человека – его социальная черта. Человек и общество едины. Только в обществе человек может проявить себя как социальное явление. Если говорить, что труд сделал человека человеком, то в результате труда появилось сознание человека, его язык. Если так, то труд, сознание, язык – общественные явления, имеющие историю формирования, развития»[1, 242].
У каждого человека в обществе существует социальный уровень, социальная деятельность. В социологии внимание уделяется взаимоотношениям человека с окружающей средой, с другими людьми, то есть его место в обществе. Особое значение придается собственному «я», самопознаниию и его месту в определенном обществе, сообществе. Место человека в обществе рассматривается в зависимости от познания человека самого себя.
А.Н. Леонтьев взяв за основу самооценку, активность, взаимоотношения человека с с окружающим миром, характеризует «я» в качестве проявления важных психологических и социальных особенностей человека [2].
Вопрос взаимосвязи личности изучается и социологией. К характерным особенностям личности можно отнести – мировоззрение, ценности, социальные отношения, ответственность, индивидуальность, государственную, общественную деятельность.
Социализация для индивида это не явление существующее извне, а наоборт осуществляется через активное включениев социальные отношения, приспосабливаясь к условиям общества, путем постоянных изменений и направления на правильный путь. Благодаря этому, совершенствуется способность человека оценивать свое поведение, действия, сравнивая свои поступки с такими же поступками других людей, таким образом понимания себя, выражаясь философским языком, проявляется способность к самопознанию[1, 234].
В связи с тем, что природа человека сложна и разнообразна, он характеризуется с разных граней: рассматривается с позиции познавательных действий (Ж. Пиаже). нравственного развития (Л. Колберг); с психоаналитической позиции (З. Фрейд, Э. Эриксон); сознательных действий, мировоззрения, личностных особенностей (Л.С. Выготский).
В последнее время в лингвистической литературе личность характеризуется не как гомогенное, а гетерогенное явление, то есть рассмотрим несколько видов его создания.
Если язык рассмататривать с антропологической позиции, то необходимо обратить особое внимание проблеме языковой личности. В настоящее время языковая личность в языкознании указывается разными терминами. Если конкретизировать, субъект (познаватель мира иизображающий мир в своей речи), индивид, автор текста, информант приверженец языка, актив, пассив информант, говорящий/слушающий, словесный портрет, идиолект, образ автора, интеллектуал, автор образы, свой образ автора и т.д.).
Эти названия получены различными учеными в результате исследований уровня сознания человека. Однако, в этом вопросе достаточно разнообразия, поскольку происходит сближение и пересечение разных областей науки, в поиске развития, пытаясь понять языковую личность с собственной позиции. Ю.Н. Караулов в русском языкознании собираяв структуру, определяет природу языковой личности [3, 234]. Опираясь на это, считаем, что в основе языковой личности лежит набор полный особенностей создающего текст и принимающего человека способности. Это обособлено: а) степенью структурно-языковых сложностей; б) глубоким и четким образом настоящего бытия; в) определенной направленностью.
Как указывает В.А. Маслова, в содержание языковой личности включаются следующие компоненты: 1) ценностный, мировоззренческий, компонент содержания воспитания, т.е. система ценностей или жизненных смыслов; 2) культурологический компонент, т.е. уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку; 3) ценностный, личностный компонент, т.е. то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке [4, 119].
Так, на сегодняшний день существует множество аспектов изучения языковой личности, определяющих различные статусы ее существования: комплексная и идиолектная (частночеловеческая) личности [В.Г. Нерозняк], этносемантическая личность [С.Г. Воркачев], элитарная [А.Г. Баранов], русскоязычная личность [Ю.Н. Караулов], языковая и речевая личность [Ю.Е. Прохоров, Л.П. Клобукова], языковая личность западной и восточной культур [Т.И. Снитко], словарная языковая личность [В.И. Карасик], эмоциональная языковая личность [В.И. Шаховский]; психолингвистическая [И.А. Бодуэн де Куртенэ], лингводидактическая; философская [В. Виноградов], понятие языковой личности в казахском языке – в трудах Ф. Оразбаевой, Н. Уели, К. Жаманбаевой, А. Ислам, О. Жубаевой, Н. Аитовой, Г. Имашевой, Ж. Ермековой и др. Ислам Айбарша, выстроив в ряд понятия «культурная языковая личность», «языковая личность»в общем называет их «языковой личностью» и дает такое определение: «Языковая личность – обладатель культурно-языковой компетентности, овладевший полной информацией о национальном языке и о национальной культуре. В связи с усвоением информации о национальной, региональной, мировой культуре, она состоит из стадиальных уровней.
Обладатель языковой культурной компетенции (согласно стадиальному уровню) способен понимать общее значение языковых признаков в национальном оттенке без специальной экспертизы» [5, 7].
Общий интеллектуальный уровень человека служит фундаментом этапа формирования языковой личности. Особенно, когнитивная характеристика приобретает руководящую деятельнсоть в определении разума, собственных знаний. Познавательная позиция языковой личности не всегда заметна в традиционных языковых анализах. « Языковая личность – прототип, поэтому ее когнитивная модель четко показана на уровне концептуальной структуры. Прототип – типовой образ, поэтому он взаимосвязан с языковым содержанием, объединившись составляет основу семантики» – такое определение исследователя Н. Аитовой основано на когнитивной характеристике [6, 12].
Г. Имашева считает, что для формирования языковой личности должны быть следующие предпосылки: 1. национальное воспитание (семейное воспитание); 2. Национальные языковые измерения (принятые, непринятые ценности); 3. Культурная информация (традиции, обычаи); 4. духовное сознание (религиозные положения); образы для подражания (Абай, Чокан и др.); 6. передовая образовательная система; 7. Родовой интеллект. Индивид, имеющий в себе эти качества, сможет подняться от сознательного человеческого уровня дальше до уровня языковой личности. Языковая личность имеющий национальный менталитет, способствующий развитию национального языка, общественный интеллект [7, 16].
Сформированная, внедренная в соответствии собственной натуре языковой личности форма, умение логично говорить, мысли, взгляд переходя на уровень эталонной формы, становится ядром изучения его языка. Это безусловно в основном наблюдается на традиционной вербально-семантическом уровне языковой личности.
Известно, что Ю.Н. Караулов считает, что языковая личность состоит из трех структурных уровней:
1. Вербально-семантическийуровень;
2. Когнитивный уровень;
3. Прагматический (мотивационный) уровень[3, 36].
В вербально-семантическом уровне определяется степень владения языковой личности обыденным языком. Данный уровень состоит из стереотипных примеров словосочетаний и предложений. Поскольку данный уровень отбражает первоначальный вид познания языковой личности, в некторых случаях называясь нулевым,приоритетно будет рассматриваться особенность применения языка языковой личностью. К. Жаманбаева в своем труде «Когнитивные основы применения языка» вводит условия языковых эпосов, указанных А. Байтурсынулы: 1. Правильность слова; 2. Размышление и составление предложений; 3. Ясность речи; 4. Точность речи; 5. Наглядность речи [8, 19].
Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, ее тезауруса, культуры. «Данный уровень показывает дискурс личности на основе текста, отбражающих знание, сознание, познание человека. В художественной литературе он осуществляется посредством когнитации, то есть результат взаимосвязи языка и познания, период тезарусного формирования той языковой личности, образованного согласно данной взаимосвязи [7, 19].
Третий, прагматический уровень – включает в себя выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием языковой личности, анализ особеностей.
Здесь можно рассматривать особенности применения языковой личностью устаревших, заимствованных слов, других лекических пластов, диалектических слов,а также влияние общественного сознания на язык языковой личности [7, 14].
Языковая личность в ходе разговора осуществляет несколько деятельности. В частности, фатическую, информационную, воздействующую.
Эмоцию и волю человека можно заметитьпосредством воздействия на слушателя. В связи с этим, Ислам Айбарша указывает так: «Если говорить о содержании языковой личности, то его составляют системы ценностей, состоящие измировоззренческих, культурных и личностных компонентов... Природа языковой личности связана напрямую с национально-культурным обликом. Хотим особо указать, что национальная языковая личность не только характеризуется на лексико-семантическом уровне, но и личность, освоившая национально-культурные ценности, национально-культурную (менталитет), национальную психологию и умеющая их передать потомкам» [5, 11].
Личность, не достигшая уровня потребителя языка,не сможет оказаться на ряду ни с языковой личностью, ни с коммуникативной личностью. Но как бы то ни было человек – потребителем какого-нибудь определенного языка и по отношению к определенному языку он является национальной языковой личностью, следовательно, относительно этого он может быть коммуникативной личностью. Если по отношению к языку личность, обладающая лингвистической компетентностью, для одного языка он будет языковой и личностью (относительно родному языку), а по отношению ко второму он будет являться только в качестве потребителя языка (понимает на втором языке, использует в определенном уровне, но не может идеально разговаривать,используя согласно норме, вступать в свободные взаимоотношения).
Свойственную потребителю языка и иингвистическую компетентность, и культурно-языковую компетентность, и коммуникативную компетентность человек может осваивает в ходе дискурса в процессе коммуникативных ситуаций [9].
Языковая личность в коммуникации представляется в качестве коммуникативной личности. Коммуникативная личность проявляется во время разговора. Коммуникативная личность – это личность, которая успешно овладела нормами подобными функциональным особенностям соответствующим коммуникативному положению языка, с устоявшимися навыками пользования.
Итак, каждый индивид является представителем одного определенного этнолингвокультурного сообщества, носителем этноязыкового познания. Формированием языковой личности является социализация человека через освоение национальной культуры и психологии посредством языка.
Каждая языковая личность является представителем определенного этнолингвокультурного сообщества и носителем определенного этноязыкового познания.