Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

PERSONAL POTENTIAL AND SOCIAL ADAPTABILITY OF THE INDIVIDUAL: A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL APPROACH

Sigismund S.N. 1 Lobanovа A.V. 2 Molchanova E.V. 3
1 Municipal autonomous preschool educational institution child development centre - kindergarten № 17 of the city of Kropotkin
2 Krasnodar branch of fgcu «Financial University under the Government of the Russian Federation»
3 Branch FGBOU VO «Kuban state University» in Tikhoretsk
1465 KB
The subject of the article is the study of the relationship of several characteristics of personal potential with the parameters of the General social adaptability of the individual. The authors come from a fairly generalized and however operationalisierung understanding of personal potential in the context of the psychology of self-regulation and self-determination of personality. While personal potential as the system as a does not constitute something fundamentally different from the traditional study of psychological characteristics; on the contrary, it is a system of dispositions, attitudes, strategies, values, meanings, making possible its empirical-psychological study. The analysis of the concept of «ideological activity», which logically helps to explain the individually specific ways of transition from incompleteness, arbitrariness and conventionality of human knowledge about the world by a coherent and internally related picture of the human world, mediating and defining the relationship of man and reality. Philosophical activity, as illustrated, may take various forms and manifest in different ways in the life of a person. The authors concluded that philosophical activity detects its presence or absence, especially in problematic situations of conflict of the various elements of individual experience or borrowed knowledge.
personal potential
self-esteem
identity
self
humanistic psychology
discipline
psychological well-being

Под личностным потенциалом гуманистические психологи понимают системную организацию тех личностных особенностей, которые в обыденном языке связывают с представлением о «стержне личности». Они прямо соотносятся с мерой личностной зрелости и личностного здоровья. В психологии к ним регулярно обращались под разными именами: воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, жизнестойкость.

Однако представление о личностном потенциале не сводится к набору характеристик. Теоретические и эмпирические исследования, выполненные за последние несколько лет, позволяют поставить проблему личностного потенциала более конкретно и предметно – как проблему потенциала саморегуляции [6, 8]. Саморегуляция жизнедеятельности включает в себя, по меньшей мере, две различным образом организованные регуляторные функции, дополняющие друг друга и переходящие друг в друга: функцию самоопределения и функцию реализации, где отражаются две сменяющие друг друга фазы единого цикла экзистенциального взаимодействия субъекта с миром [7].

Еще одним компонентом личностного потенциала является личностный динамизм – готовность личности принимать и самостоятельно инициировать изменения в своей собственной жизни. Личностный динамизм, как показывают исследования, предстает важной переменной, устойчиво связанной с целым рядом других характеристик личностного потенциала и психологического благополучия [9].

Актуальность темы данного исследования обусловлена широким распространением в современной психологической практике гуманистического направления при довольно скудной методической обеспеченности диагностической и консультативной работы в рамках данного направления. Известны методы и технологии построения помогающих отношений, при этом процесс оказания помощи зачастую идет интуитивно. Эта проблема может быть решена при более четком структурировании знаний о личностном потенциале, о взаимосвязи его структурных компонентов с характеристиками общей адаптированности личности.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что личностный динамизм и мировоззренческая активность как составляющие личностного потенциала взаимосвязаны с параметрами общей социальной адаптированности личности.

Для проверки гипотезы было проведено исследование, в котором приняли участие 50 жителей городов Кропоткина и Гулькевичи Краснодарского края. Возраст участников составил от 25 до 35 лет. Все представители данной выборки имели средне-специальное или высшее образование, некоторые второе высшее и/или дополнительное образование. Были исключены кризисные периоды. Все участники имеют постоянную работу и состоят в браке.

Обследование испытуемых проводилось посредством следующих методов и методик: Опросник «Шкалы психологического благополучия» (ШПБ) К. Рифф, методика «Мировоззренческая активность», методика «Личностный динамизм», для математической обработки данных использована методика многофакторной ранговой корреляции Спирмена.

В результате математической обработки данных с помощью метода ранговой корреляции Спирмена обнаружена корреляционная связь показателей личностного потенциала с показателями общей социальной адаптированности личности, измеряемыми ШПБ: «Управление окружением»; «Личностный рост»; «Цель в жизни» [10].

Таким образом, была подтверждена гипотеза экспериментального исследования о том, что существует взаимосвязь личностного динамизма и мировоззренческой активности как составляющих личностного потенциала с параметрами общей социальной адаптированности личности.

Если, обладаешь властью, имеешь контроль над действиями, способен создавать, то присутствует страх противостоять трудностям, разочарованность. В тоже же время легкость на подъем, стремление к разнообразию, способность шагнуть в неизвестное взаимосвязано с неспособностью менять что-либо, отсутствием контроля, неорганизованностью [5].

Если присутствует в личности чувство развития, познания и достижения, то это проявляется и через понимание жизненных ситуаций, широкий взгляд на мир. А если наблюдается неспособность устанавливать отношения, то это задается такой характеристикой как нежелание что-либо менять, неосознанность своих возможностей [3].

В тоже время, люди имеющие цель в жизни, придерживающиеся своих убеждений, не желают что-либо менять и все результаты их более-менее устраивают.

Проведение диагностического обследования и дальнейшая обработка результатов, позволяют утверждать, что предпочтение однозначных ответов свидетельствует о минимальном проявлении мировоззренческой активности испытуемого. Действительно, в этом случае ответ дан другими, и вся активность человека заключается только в соотнесении предложенных вариантов со своим субъективным опытом и в выборе одного из них.

Более высокому уровню мировоззренческой активности соответствует частичное согласие с обеими альтернативами при суммарной доле согласия с ним, не превышающей 100 %. Это значит, что человек допускает неоднозначность своей картины мира и возможность решения проблем не путем однозначного выбора одного из вариантов и отбрасыванием всех других альтернатив как неверных, а путем сочетания нескольких вариантов [2].Такая стратегия увеличивает гибкость и широту в выборе решения. Однако ограничением такого взгляда на мир является детерминированность выбора уже известным.

Еще более высокий уровень мировоззренческой активности проявляется при частичном согласии с обеими альтернативами при суммарной доле согласия с ним, превышающей 100 %. Это свидетельствует, что человек допускает «скрытые измерения» в наблюдаемой им картине мира. Любое решение детерминируется не просто несколькими факторами, приложенными в различных мерах к проблемной ситуации, но допускается наличие взаимодействий между ними, а также наличие неизвестных наблюдателю причин, которые могут повлиять на исход дела. Допускается наличие частичной неопределенности ситуации.

Наконец, высшему уровню мировоззренческой активности соответствует вариант, когда человек не довольствуется предложенными вариантами ответов, а формирует свой ответ. При этом не важно, отличается ли этот ответ от содержания предложенных вариантов или он абсолютно уникален, отражает иную точку зрения. Важна сама активность личности, проявляющаяся в том, что человек подходит к проблеме, считая ее новой, для решения которой не годятся готовые рецепты. Он ищет свой ответ, пусть даже опираясь на готовые варианты и имеющийся у него опыт. Такой подход к проблемным жизненным ситуациям учитывает, что в постоянно изменяющемся мире изменяются сами проблемы и способы их решения – то, что годилось для их решения вчера, сегодня уже не поможет [4].

Введенное понятие «мировоззренческая активность» позволяет объяснить индивидуально специфические способы перехода от неполноты, произвольности и условности знаний человека о мире к непротиворечивой и внутренней связанной картине мира человека, опосредствующей и определяющей отношения человека и реальности. Мировоззренческая активность может иметь различные формы и проявляться в различных вариантах в жизни личности.

Результаты экспериментального исследования могут представлять интерес для психологов-исследователей, занимающихся разработкой теоретических вопросов феномена личностного потенциала, для психологов-консультантов, работающих в русле гуманистического подхода для подготовки рекомендаций при проведении практических консультаций с клиентами [1].