Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

PHILOSOPHICAL DUALISM: THE CONCEPT OF INTERDEPENDENCE OF MATTER AND CONSCIOUSNESS

Romanov V.P. 1
1 National Research University MIET
The analysis of known philosophical dualism theories, such as interactionism, epiphenomenalism, parallelism and naturalism, in the context of the relation between matter and consciousness is made. It is shown that each of these theories contributes to the solution of this problem. However, none of them can fully and adequately describe the interrelation of matter and consciousness. A new dualistic theory (interdependenciesm) based on the concept of interdependence of matter and consciousness is proposed, which allows to offer logically consistent explanation of natural phenomena from world outlook perspective.
philosophical dualism
the interdependence of matter and consciousness
interactionism
epiphenomenalism
parallelism
naturalism
interdependenciesm

Вопрос о том, что такое сознание и как оно взаимодействует с материей, волновало человечество с древнейших времен. В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс написал, что «великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию», … «духа к природе». … «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы … составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» [5]. Наряду с монистическими философскими направлениями (материализмом и идеализмом) в древнейшие времена начало формироваться еще одно направление – это так называемый классический философский дуализм – учение, базирующееся на признании одновременного вечного существования двух абсолютно независимых субстанций: материи и сознания. Дуалистическое направление в философии было призвано найти условия примирения между материализмом и идеализмом. В настоящее время философы, придерживавшиеся изначально монистических убеждений, все чаще переходят на позиции дуализма [4], т.к. философский дуализм допускает большую степень свободы в постижении сути материи и сознания, а также взаимодействия между ними [1]. Кратко рассмотрим основные дуалистические направления эволюции философской мысли.

Дуалистические философские концепции

Основным вопросом, отличающим дуалистические теории друг от друга, является вопрос о том, какие отношения существуют между физическим миром (материей) и нефизической ментальной реальностью (сознанием). Известны три основные концепции: интеракционизм, эпифеноменализм и параллелизм [1].

Основой интеракционизма является картезианский дуализм, предложенный Рене Декартом. Название «картезианский» такой дуализм получил в честь его основателя, так как Декарт (фр. Descartes) по-латински означает Картезий (лат. Cartesius). По мнению Декарта, ментальный мир отличается от физической материи. Физическое тело человека представляет собой не мыслящую материю, занимающую место в пространстве. В отличие от физического тела, ментальная субстанция (душа, разум, сознание) не занимает место в пространстве. Это – единая, цельная душа, которую невозможно разделить на части, как физический объект. Декарт полагал, что душа человека кардинально отличается от его тела и не зависит от него и может продолжать существовать без материальной оболочки человека. Однако, согласно Декарту, между телом и душой существует тесная связь. Душа не может находиться ни в одной определенной части тела, тем не менее, причинная связь между душой и телом осуществляется через мозг, а точнее через небольшую железу, которая называется шишковидным телом. Картезианский интеракционизм предполагает двустороннее причинное взаимодействие между мозгом (телом) и душой (сознанием), не раскрывая природу этого взаимодействия.

В [1] говорится, что основная идея современного интеракционизма «заключается в двустороннем причинном взаимодействии между внешней физической реальностью и субъективной психологической реальностью, или между мозгом и сознанием». Различают два пути взаимодействия: «снизу вверх» и «сверху вниз». Путь «снизу вверх» начинается с физического воздействия внешней среды на органы чувств с последующей трансформацией этого воздействия в нейронные импульсы, которые поступают в головной мозг, «после чего на какой-то стадии, покрытой тайной, физическая активность мозга приходит во взаимодействие с нефизической субстанцией, или сознанием, что позволяет нам получить субъективное переживание. Причинный путь «сверху вниз», называемый также «ментальной причинностью», проходит в противоположном направлении от сознательного «входа» (мысль, желание или намерение совершить действие) до физического действия».

Одна из основных проблем интерактивного дуализма заключается в том, что интеракционизм никак не объясняет природу двустороннего взаимодействия сознания и мозга. Способ избавиться от этой проблемы предлагает эпифеноменализм, который отрицает возможность ментальной причинности, т. е. идеи о том, что события в сознании влияют на физический мир. «Иными словами, нефизическая ментальная реальность не может причинно влиять на физическую материю, или на активность мозга. Однако эпифеноменализм признает другую причинность: влияние физического мира на мир ментальный. Физические изменения в сенсорных системах и в мозге вызывают осознанные события в нашей субъективной психологической реальности. Благодаря однонаправленной причинности от внешнего мира к мозгу и далее к сознанию мы осознанно ощущаем и воспринимаем окружающий нас мир. Физическая мозговая активность вызывает явления двух типов: дальнейшие изменения в мозге, которые в конечном итоге становятся причиной нашего поведения, доступного наблюдению, и таких событий в сознании, как ощущения, восприятия, мысли, намерения и планы действий. Однако нефизические события в сознании не имеют никакого причинного результата. Они не вызывают никаких изменений в мозге и никаких дальнейших событий в сознании. С причинной точки зрения события в сознании – это тупик. Их сравнивали с нематериальными тенями, которые отбрасывает физическая мозговая активность, с тенями, которые «слоняются вокруг» мозговой активности, или, возможно, «над» ней, но не выполняют решительно никакой работы и не оказывают никакого влияния ни на что» [1]. Если интеракционизм не объясняет механизмы ментальной причинности, то эпифеноменализм решительно отрицает сам факт ее существования. Эпифеноменализм пытается объяснить поведение человека исключительно физическими причинами. Физическая стимуляция вызывает изменение состояния мозга, что приводит к дальнейшим изменениям состояния мозга, в свою очередь вызывающих поведение, которое можно наблюдать.

Если эпифеноменализм, отрицая причинное влияние ментального мира на мир физический, избавился на половину от проблемы причинного взаимодействия ментального и физического, то дуалистический параллелизм напрочь отрицает какую бы то ни было причинную связь между физическим и ментальным мирами. Параллелизм утверждает, что между этими двумя мирами существует лишь идеальная корреляция и события, происходящие в них, строго синхронизированы. Г. Лейбниц считал, что существует заранее установленная Богом гармония, которая синхронизирует физические и ментальные события без всякой причинно-следственной связи между ними.

Новую концепцию философского дуализма предложил Д. Чалмерс [4], которую он назвал натуралистическим дуализмом. В основе этой концепции лежит понятие супервентности. Согласно Чалмерсу, «супервентность – это отношение между двумя множествами свойств: В-свойствами – интуитивно, высокоуровневыми свойствами и А-свойствами – более фундаментальными, низкоуровневыми свойствами». Основой для дефиниции супервентности является следующая формула: «В-свойства супервентны на А-свойствах, если невозможны две ситуации, тождественные в плане А-свойств, но различные в их В-свойствах». Чалмерс утверждает, что сознание супервентно на физическом. Он пишет, что данный дуализм натуралистический потому, «что здесь предполагается, что все обусловлено сетью базовых свойств и законов, и потому, что он совместим со всеми результатами современной науки. И подобно натуралистическим теориям в других сферах, это воззрение допускает объяснение сознания в терминах базовых естественных законов. Сознание не обязано быть каким-то уж особо трансцендетальным, это просто один из естественных феноменов. Происходит лишь расширение нашей картины мира. Иногда «натурализм» считают синонимом «материализма», но мне кажется, что приверженность натуралистическому пониманию мира может остаться даже в случае краха материализма». Можно полагать, что натуралистический дуализм является слабой версией эпифеноменализма.

Анализ рассмотренных выше дуалистических теорий: интеракционизма, эпифеноменализма, параллелизма и натурализма показал, что эти теории наряду с сильными сторонами имеют и слабые стороны, которые не позволяют им претендовать на роль адекватной теории связи материи и сознания. Принципиально новая теория философского дуализма предложена в работе [3], в основе которой лежит концепция взаимообусловленности материи и сознания. Рассмотрим основные положения этой теории.

Взаимообусловленность материи и сознания

В настоящее время свойства материальных объектов микро-, макро- и мегамиров изучены достаточно хорошо, чего нельзя сказать о свойствах сознания. В работе [2] рассмотрены процессы ощущения, восприятия, мышления, памяти и воображения, которые не только характеризуют в каждый момент времени состояние сознания человека, но формируют и развивают его, и показано, что эти процессы несут в себе элементы случайности. Это обусловлено внутренне присущим случайным характером физического и психического состояний человека в процессе его деятельности, принципиальной невоспроизводимостью в полном объеме психосоматического состояния человека от эксперимента к эксперименту, а также физиологическим, психологическим и информационным шумами при работе головного мозга. Следовательно, детерминизм сознания человека и, соответственно, детерминизм его знаний об окружающем мире реализуются через случайность.

В [2] показано, что существующие теории сознания, так или иначе, учитывают важную роль головного мозга в формировании сознания. О сознании можно судить только по изменению состояния нервной системы человека и, в частности, головного мозга, которое может произойти в результате совершения работы над головным мозгом, а значит и самим головным мозгом. В связи с этим было высказано предположение, что сознание – это работа нервной системы человека, как центральной (головного и спинного мозга), так и периферической (нервов и ганглий, для передачи сенсорных и двигательных сигналов между центральной нервной системой и различными органами человека). В результате такой работы имеет место как запись, так и воспроизведение информации. Это сопровождается энергетическим, структурным и другими изменениями самой нервной системы. Основные процессы, связанные с обработкой поступающей информации, ее хранением и воспроизведением, протекают в головном мозге, поэтому в дальнейшем под сознанием будем понимать работу головного мозга, имея в виду, что на самом деле работает вся нервная система.

Нервная система является открытой системой, она взаимодействует с внутренними органами человека и внешним миром, обмениваясь с ними веществом, энергией и информацией. Например, когда человек смотрит на предмет, то фотоны, отраженные от этого предмета и имеющие энергию, несущую информацию об его цвете и форме, поступают в глаз человека. В глазу под действием фотонов происходят биохимические процессы, в результате которых световой сигнал преобразуется в электрические импульсы, несущие информацию о предмете. Эти импульсы по нервным волокнам поступают в головной мозг, заставляя его работать. Работа мозга приводит к изменению его состояния, например, к появлению новых нейронных ансамблей, несущих информацию о цвете и форме предмета. Если попросить человека закрыть глаза и увидеть предмет «внутренним зрением», то окажется, что будут работать те же нейронные ансамбли, что и при записи информации о предмете. Можно утверждать, что сознание в мозге человека не содержится, поскольку оно представляет собой работу (процесс), которая по своей сути не может содержаться ни в каком теле, она может только совершаться. О том, совершается работа или нет, можно судить по тому, происходит изменение состояния тела (системы) или нет.

Аналогом сознания в физике может служить теплота. Теплота в теле не содержится. Однако иногда говорят о передаче некоторого количества теплоты от одного тела к другому, подразумевая под этим работу, которая совершается на микроуровне. Когда приводится в соприкосновение более нагретое тело с менее нагретым, то приповерхностные частицы (атомы, ионы, молекулы) более нагретого тела, имеющие бoльшую кинетическую энергию, взаимодействуя с приповерхностными частицами менее нагретого тела, совершают над ними работу. В результате этого изменяются состояния взаимодействующих тел (нагретое тело остывает, а холодное нагревается), и температуры тел выравниваются, а это означает, что внутренняя энергия исходно более нагретого тела уменьшается, а исходно менее нагретого тела увеличивается.

Таким образом, сознание (работа головного мозга) сопровождается изменением энергетического состояния мозга, а, следовательно, физических, биологических, структурных и других характеристик самого мозга, в частности образованием нейронных ансамблей. В свою очередь мозг, находясь в новом состоянии, может совершить новую работу, т.е. может явиться причиной появления нового сознания. Отсюда следует, что материя «рождает» сознание (работу), которое в свою очередь «рождает» материю (формирует материальные объекты с новыми свойствами). Такая взаимообусловленность материи и сознания является фактически универсальным законом природы, который решает отмеченные выше противоречия и позволяет вложить новое содержание в философский дуализм. Такой дуализм может быть назван взаимообусловленным дуализмом или интердипенденсизмом (от англ. interdependence – взаимообусловленность).

Действие закона взаимообусловленности материи и сознания можно проследить на примерах эволюции всех видов и форм объектов природы. Рассмотрим это на примере эволюции системы, состоящей из протона и электрона. В этой материальной системе сознание находит свое проявление в виде работы электростатических сил, приводящей при определенных условиях к образованию атома водорода, как новой формы материи, которой свойственно новое сознание, формирующее в свою очередь новую форму материи в виде молекулы водорода и так далее вплоть до живой материи. Следует отметить, что когда атом изолирован от окружающей среды, то его состояние не изменяется, следовательно, сознание не проявляет себя. Однако электрон внутри атома движется вокруг ядра случайным образом, то приближаясь, то удаляясь от него. Это означает, что электростатические силы внутри атома на «микроуровне» совершают случайным образом положительную работу при приближении электрона к ядру и отрицательную работу при удалении его от ядра. Следовательно, и сознание на «микроуровне» проявляет себя случайным образом. Поскольку среднее значение энергии электрона в изолированном атоме остается неизменным, то работа электростатических сил внутри атома в среднем равна нулю, и сознание в среднем не проявляет себя.

Выводы

1. Анализ известных философских дуалистических теорий, таких как интеракционизм, эпифеноменализм, параллелизм и натурализм показал, что эти теории наряду с сильными сторонами имеют и слабые стороны, которые не позволяют им претендовать на роль адекватных теорий связи материи и сознания.

2. Показано, что новая теория философского дуализма (интердипенденсизм), в основе которой лежит концепция взаимообусловленности материи и сознания, позволяет с мировоззренческих позиций логически непротиворечиво объяснять природные явления.