Эллэй – герой широко распространенных легенд о первопредках одного из самых многочисленных коренных народов арктического циркумполярного региона – саха. Крупным исследователем древних легенд об Эллэе был известный ученый-этнограф, просветитель и общественный деятель Г.В. Ксенофонтов. Собранные материалы по мифологии и легендарной истории саха он собирался издавать под названием «Эллэйада», видимо, под впечатлением от поэм Гомера «Илиада» и «Одиссей». К сожалению, этот труд был издан после его смерти, лишь в 1977 г. В предисловии к изданию академик А.П. Окладников метко отметил: «Уже само по себе название нового труда по якутскому фольклору чем-то напоминало рассказы Гомера о троянской войне. … Оставалось теперь, подобно Шлиману, найти свою Трою!» [1].
Среди исследователей этногенеза саха Эллэй рассматривается как мифический образ [11] и как легендарный герой. Впервые об Эллэе как исторической личности заговорил тюрколог Ю.И. Васильев. Ссылаясь на своего учителя, известного тюрколога и монголиста В.М. Наделяева, он выдвинул гипотезу о том, что Эллэй, возможно, является представителем киданьской династии Элюй [2]. В 2008 г. мы поддержали гипотезу Ю.И. Васильева [12]. Теперь, на основе обзора существующих литературных источников, попытаемся прояснить, насколько правдоподобна эта гипотеза. В качестве источников использованы данные современных исследований по генетике.
Материалы и методы исследования
Нами проведен анализ литературных источников начиная с XVII в., в которых имеются упоминание или сюжеты легенды об Эллэе, Для анализа были отобраны более современные публикации в академических изданиях или в реферируемых журналах.
Результаты исследования и их обсуждение
Опубликовано около сотни вариантов преданий об Эллэе. Сюжет большинства этих преданий сводится к следующему. Молодой человек с именем Эллэй, или Эр Соготох Эллэй, сын знатных родителей, со своим престарелым отцом убегает от войны. По пути отец умирает. Дальше Эллэй, сев на лерево с кроной, плывущее по реке Лена, спускается по ней вниз. Он пристал к берегу реки вблизи от того места, где жил богач по имени Омогой и поступил к нему на работу. Проработал несколько лет, понравился хозяину и тот предлагает взять в жены свою дочь. Эллэй из двух дочерей хозяина выбрал некрасивую приемную дочь. Они зажили хорошо и, Эллэй ввел в жизнь нововведения в коневодстве, усовершенствовал жилища, посуду, устроил первые ысыахи. После себя он оставил большое потомство, впоследствии становившихся родоначальниками саха [4 – 6, 14].
Первые косвенные свидетельства о легенде мы встречаем в трудах Избранда Идеса, описавшего свое путешествие в Китай в 1696 – 1698 гг. во главе посольства, отправленного из Москвы. В своих записках он пишет о саха: «Они утверждают, что их предки происходят из Монгольской и Калмыцкой земель, что их вытеснили оттуда русские и поэтому им приходится жить в зимовьях этой области [средняя Лена]» [3]. Поражение и побег являются основным мотивом легенды об Эллэе. Но от какого народа получили поражение сородичи Эллэя, остается вопросом. На якутском языке народ, который поверг эллэевский род, называется «нуучча». Переводчики на русский язык переводят это слово как «русский». Однако, возможно, что словом «нуучча» в легендах называется другой народ – чжурчжэнь («нюйчжэнь», «ниучи», или, по саха, «нуучча»). Известный тюрколог Ю.И. Васильев предложил в переведенных текстах легенд написать слово «нуучча» без перевода на русский язык, имея в виду, что в легендах, возможно, упоминается не русский народ, а чжурчжэнь [2]. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что Избранд Идес услышал пересказ перевода легенды о переселении саха.
Более подробное описание легенды мы находим у участников Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.). Так, Г. Миллер записал легенду о происхождения чоканья у саха [8]. Героя легенды зовут Эр Соготох. Сюжет легенды в основном совпадает с сюжетами многих, более поздних вариантов легенды об Эллэе, переписанных Г.В. Ксенофонтовым, С. Боло и другими исследователями.
Об Эллэе подробно пишет Я. Линденау (работал в составе Второй Камчатской экспедиции на территории Якутии в 1741-1745 гг.). Он пишет, что человек по имени Эр Соготох, или именуемый как Эллэй, пришел к батулинцу Омогону в верхней Лене и женился на его дочери. К сожалению, у Линденау нет сведений, откуда прибыл Эллэй к Омогону. Но он впервые считает Эллэя родоначальником саха, подробно описал 8 сыновей Эллэя, от которых произошли 6 якутских родов [6].
Тщательный анализ различных вариантов легенды об Эллэе, собранных Г.В. Ксенофонтовым, провел в 2008 г. Ю.И. Васильев [2]. В том же году опубликована наша работа в виде эссе, где одна из глав посвящена легенде об Эллэе [12]. В связи с тем, что работа Ю.И. Васильева опубликована на якутском языке, более подробно осветим ее основные моменты. На основании анализа Ю.И. Васильев делает 6 основных заключений:
1. Почти во всех вариантах легенды Эллэй представлен родом из татар, и лишь в двух вариантах утверждается – в одном, что он родом из бурят, а в другом из тунгусов. В писаниях Кюл Тегина татарами называли монголоязычные племена шивей. А в китайских источниках шивеями называли северных монгол. Можно предположить, что Эллэй является представителем монголоязычных киданей (шивей).
2. Почти все рассказы повествуют о благородном царском происхождении Эллэя. Похожую на Эллэй фамилию носила киданьская династия Элюй. Из этого можно предположить, что Эллэй был мальчиком тегином (принцем).
3. Преобладающее большинство вариантов легенды объясняют бегство Эллэя от притеснений и войны с народом «нуучча». Под народом «нуучча», возможно, имелись в виду тунгусоязычные нюйчжи. ««Нюйчжэнь» – испорченная китайская транскрипция слово чжуличжэнь или чжурчжэнь, которое служило общим обозначением для тунгусских племен, занимавших восточную половину современного Дунбея (Маньчжурия). Кидане изменили это название на «нюйчжи».
4. Возможно, Эллэй прибыл на среднюю Лену между 1120-1130 гг.
5. Как свидетельствуют материалы легенды Эллэй убегал со своей родины в северо-западном направлении (варианты легенды №№ 3, 189 и 190) [6]. Таким образом, он мог приехать с Дальнего Востока (Маньчжурии).
6. Монголизмы в язык саха, возможно, привнес Эллэй.
Основная заслуга Ю.И. Васильева в изучении «Эллэйады» заключается в том, что он впервые допустил, что Эллэй является реально существующей исторической личностью, опровергнув устоявшиеся мысли об Эллэе как мифическом образе и легендарном герое.
Согласно легенде, Эллэй спрятал своего отца в суму из бычьей кожи и на коне отправился в северо-западном направлении. Они могли передвигаться по реке Амур в начале апреля и, возможно миновали Зею до ледохода. перешли степь и в горах, в верховьях реки умер отец. Дальше Эллэй достиг среднего течения Лены, сплавляясь по реке.
Опровергнуть или подтвердить гипотезу о киданьских корнях легендарного Эллэя могут генетические исследования. В частности, исследование особенностей ДНК Y хромосомы, которая без изменения (за исключением небольших участков концевых отделов хромосом) передается от отца к сыну. Таким образом, генетическую информацию по отцовской линии можно проследить на сотню и тысячуа поколений назад, вплоть до гипотетического Адама. При возникновении мутации она будет передаваться из поколения в поколение и таким образом можно проследить всю предковую линию, вплоть до основателя.
Империя Ляо киданьской династии Элюй существовала с 916 по 1125 г. н.э. и разрушена чжурчжэнами (нючжи). Упоминания о киданях в китайских летописях исчезли в период династии Мин (1638-1644) и было неизвестно, что с ними случилось. Генетическое исследование mtDNA 9 захоронений рода Элюй и Сяо империи Ляо близ городов Чифень (Внутренняя Монголия) и Фусинь (провинция Ляонин) выявило, что кидане генетически близки к даурам, северным китайцам и монголам. Довольно близки они орочонам, бурятам и эвенкам [15]. К сожалению, исследователям не удалось выделить ядерный ДНК из погребений киданьской аристократии.
По поводу судьбы императора киданьской династии Элюй Янь-си, захваченного императором нючжи Агудой, Бичурин Н.Я. пишет: «Нючжи взяли Кхай-фынь-фу, столицу Китая, и увезли двух государей за границу, где они в крайней бедности жизнь кончили на берегах Амура (в городе Ву-го-чен, находившемся при впадении Сунгари-улы в Амур) [1]». Смирился ли со своей участью император Янь-си или все-таки тайно сбежал из ссылки со своим загадочным спутником?
Обзор публикаций, посвященных генетическим исследованиям популяции саха, выявил наличие четких признаков эффекта основателя, крайне низкий уровень полиморфизма ДНК маркеров Y-хромосомы, абсолютное преобладание одного модального гаплотипа Y-хромосомы, высокий уровень накопления одних наследственных заболеваний и отсутствие других [7, 9, 10, 13, 16]. Все эти факты косвенно указывают на резко ограниченное количество основателей популяции саха по отцовской линии.
Заключение
Таким образом, на основании проведенных исследований сделано заключение, что легенда о родоначальнике саха Эллэе высокой степени вероятности рассказывает о реальных историях предков саха на средней Лене. Возможно, эти истории связаны с событиями, произошедшими в киданьской империи Ляо в период ее заката. К сожалению, вплоть до настоящего времени нет прямых данных, подтверждающих гипотезу киданьского происхождения Эллэя. Более тщательные и скрупулезные исследования генетических маркеров загадочного Эллэя в палеоматериалах киданьской аристократии и среди современных их потомков в Китае, а также поиски могилы легендарного Эллэя могут подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.
Ограниченное количество основателей популяции саха может быть причиной накопления ряда генетических заболеваний.
Работа выполнена в рамках реализации НИР №1743 Минобрнауки РФ в части поиска фундаментальных основ накопления ряда наследственных заболеваний в популяции саха.
Библиографическая ссылка
Тихонов Д.Г. ЛЕГЕНДАРНЫЙ РОДОНАЧАЛЬНИК ЭЛЛЭЙ И ЭФФЕКТ ОСНОВАТЕЛЯ В ПОПУЛЯЦИИ САХА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 9-2. – С. 241-243;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10227 (дата обращения: 12.10.2024).