Анализ и определение механизма воздействия на сознание людей в системе ведения сетевых войн является актуальной темой, прежде всего, в социально-философском и культурологическом аспектах, поскольку человек живет не только в физическом мире, объективно существующем, но и в ноосфере. Таким образом, кроме воздействия на поведение сосуществующих в экологической нише посредством природных объектов и программ инстинктов, человек активно использует при воздействии на себе подобных социокультурную сферу.
На протяжении всей истории общества знания о воздействии на сознание накапливались в обыденном опыте, оттачивались в рамках художественного творчества, фрагментарно, с практической стороны исследовались в науке и практике. Собственно манипуляция сознанием личности в науке рассматривалась с позиции технологического подхода, при котором внимание сосредотачивалось на техниках и приемах манипуляции сознанием личности, и синтетического – описание и анализ конкретных случаев манипуляции сознанием личности или группы. Современным примером такого «случая» являются события в России в период разрушения советского строя. Соответственно данная проблема требует философского осмысления, поскольку сама специфика научного познания предопределяет необходимость философского обобщения, так как только оно «обосновывает фундаментальную предпосылку существования науки, не приняв которую, наука сама себе подписала бы смертный приговор» [1, 85].
Представители различных отраслей научного знания, в своих работах периодически указывают на то, что социокультурные перемены которыми отмечено новое тысячелетие, имея динамический характер, выступают в качестве фактора инициирующего создание различных переломов и смещений в структурной организации и функционировании социальных институтов. Возникающие в результате этого ситуации неопределенности и непредсказуемости создают благоприятные условия для манипуляции сознанием на различных уровнях: манипуляция сознанием личности, сознанием групп, массовым сознанием. Однако на любом уровне ориентиром выступает, прежде всего, сознание личности, поскольку, сознание отдельной личности интегрировано в общественное сознание и, таким образом, сознание отдельной личности становится тем «ключом доступа», к общественному сознанию, при помощи которого возможно влиять на него, направляя ракурс внимания и формируя определенное общественное мнение. То есть, информация, передаваемая через СМИ, исходя из теории двухступенчатого информационного потока Э. Каца и П. Лазарсфельда [2], вначале воспринимается лидерами общественного мнения, а от них передается остальным членам общества. Из чего следует, что доступом к общественному сознанию как социальному феномену является индивидуальное сознание личности, поскольку «идеи, звучащие по радио, появляющиеся в прессе, сначала воспринимаются лидерами общественного мнения, и уже от них предаются менее активным группам населения. … переданная по каналам СМИ информация не умирает сразу. Она обретает вторую жизнь после того, как обсуждается с так называемыми неформальными «лидерами общественного мнения». Пройдя через их фильтр, она доходит до аудитории. Обычно лидеры не являются более образованными и не имеют более высокого социального статуса в сравнении с остальными людьми. Как правило, они почти равномерно распределены среди различных социальных слоев и профессий. Но в отношении средств массовых коммуникаций их поведение несколько отличается от основной аудитории: лидеры гораздо больше читают, слушают радио, смотрят кино и телевидение. … они хорошо информированы» [3, 64–65].
Таким образом, являясь важнейшей категорией философии, понятие «сознание» в значении «сознание личности» применяется для обозначения способности личности к воспроизведению идеальной действительности, в то время как «общественное сознание» используется как категория для обозначения социальной реальности, существование которой обусловлено общественным бытием и по существу является его неким духовным воспроизведением. То есть, общественное сознание, являясь качественно особой духовной системой обладающей относительной функциональной самостоятельностью и находясь в состоянии постоянного взаимодействия с личным сознанием, обусловлено общественным бытием. При этом структура общественного сознания, включая такие уровни как обыденное массовое сознание и теоретическое сознание, проявляет себя в таких формах как наука, мораль, искусство, религия, философия, политические и правовые представления: каждая форма сознания, имея свой предмет отражения, имеет и свою особую форму отражения (научное понятие, моральную норму, художественный образ, религиозную догму, политические идеи, правовые нормы). Все вместе данные формы общественного сознания, являясь отражением отношений в обществе между классами, нациями, социальными общностями и группами, служат основной для формирования политических программ, создавая тем самым те каналы доступа к общественному сознанию через которые возможно воздействовать на сознание личности (и наоборот). Эти каналы активно используются при ведении сетевых войн и организации цветных революций. Данные аспекты применения каналов воздействия на общественное сознание и сознание личности по принципу сообщающихся сосудов в современном мире достаточно всестороннее прописаны в трудах Кара-Мурзы. Делая подробный анализ методов манипуляции, он вскрывает и истинную цель их применения, которая видится им как «новое средство господства, которое якобы соответствует общечеловеческим ценностям и нормам демократии – манипуляцию сознанием», но «речь идет о выборе не между демократией и тоталитаризмом, а между разными типами «тирании». Представление, будто наличие «демократических механизмов» обеспечивает свободу человека, а их отсутствие ее подавление – плод наивности» [4, 236].
Таким образом, детерминация социального пространства осуществляется через индивидуальное сознание личности которое, воспринимая информацию, воздействует на социальное сознание, а оно, в свою очередь, производит перестройку сознания индивидуального. Это объясняется тем, что сознание личности включает в себя индивидуальное и общественное сознание. Манипуляционное воздействие направлено на общественное сознание личности, которое перестраивает индивидуальное сознание, в результате чего личность попадает в жестко детерминированную социальную среду, сохраняя при этом уверенность, что ее деятельность носит совершенно самостоятельный характер.
Этот феномен активно используется при ведении сетевых войн, поскольку их центральной задачей является «формирование модели поведения друзей, нейтральных сил и врагов в ситуации мира, кризиса и войны» [5], что означает установление полного контроля над всеми участниками существующих или вероятных боевых действий и тотальное манипулирование ими при всех вариантах развития ситуации. «Внедрение сети представляет собой лишение стран, народов, армий и правительств мира какой бы то ни было самостоятельности, суверенности и субъектности, превращение их в жестко управляемые, запрограммированные механизмы, что означает прямой планетарный контроль – мировое господство нового типа, когда управлению подлежат не отдельные субъекты, а их содержание, их мотивации, действия, намерения» [6].
Как составляющая в системе сетевой войны через работу с общественным мнением посредством информации, запущенной через СМИ (однонаправленная связь) и переформулированной обществом в нужном ключе (двунаправленная связь), идет подготовка и провоцирование цветных революций. Так, «НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат – на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, и парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию» [7]. Логичным ответом со стороны России была бы разработка симметричной сетевой стратегии.
Для всех концепций о индивидуальном бессознательном Фрейда, Юнга, Маркса и их последователей, не смотря на их различие, справедливой будет мысль высказанная Фредом о том, что большая часть того, что реально внутри нас, не осознается, а большая часть того, что осознается, нереально. Именно в этом тезисе содержится ключ к пониманию механизма воздействия на сознание в системе ведения сетевой войны, универсалии процесса которого проникают в индивидуальное бессознательное, минуя сознание «отвлеченное» псевдоцелью, а затем «выниривают» из него в социальной части личностного сознания, и через рационализацию воздействуют на общественное сознание в детерминированной социальное среде направляя поведение, мысли и чувства людей в уготованное манипуляторами русло.
Эффективность воздействия на сознание в системе ведения сетевой войны обуславливается при этом двумя факторами: 1, страхом, являющимся мощным психологическом механизмом регуляции поведения как личности, так и групп, и масс людей, а, строго говоря, и животных; 2, интеллектуализацией знания или рационализацией, именно благодаря которой личность впадает в иллюзию, что то, что она делает, является результатом ее свободного выбора, который она объясняет для себя моральными или разумными причинами, однако и моральные нормы и идеи не являются ее собственными, а внедрены в ее сознание в результате манипуляционного воздействия.
Бессознательная мотивация и ее значение в детерминации поведения личности было показано А. Смитом, в контексте размышлений об экономическом человеке, который ведом невидимой рукой, чтобы содействовать достижению цели, не входившей в его намерения.
При этом основы манипуляционного воздействия на сознание в системе сетевой войны имеют много общего с возникновением неврозов, поскольку, как подчеркивал К.Юнг, они, в большинстве случаев, обусловлены не личностными особенностями, а имеют социальные истоки общего характера, поскольку их основу составляет психическое сверхличностной природы свойственное каждому индивиду исходя из универсального характера человеческой психики. Так и личностное сознание включено в общественное, которое воздействует на него и изменяет, поскольку манипуляционное воздействие детерминирует формы осознания, которые работают как социально обусловленный фильтр.
Выводы
1. СХЕМА. Схема воздействия на сознание в системе ведения сетевых войн включает в себя следующие этапы. Этап 1.Ддетерминация социального пространства через насыщение его при помощи специальных методов подобранной информацией исходя из цели воздействия. Этап 2. Индивидуальное сознание личности, воспринимая информацию, воздействует на социальное сознание. Этап 3. Социальное сознание, в свою очередь, производит перестройку сознания индивидуального. В результате «перестройки» индивидуального сознания личность попадает в жестко детерминированную социальную среду, сохраняя при этом уверенность, что ее деятельность носит самостоятельный характер.
2. ФАКТОРЫ. Эффективность воздействия на сознание в системе ведения сетевой войны обуславливается двумя основными факторами: 1, страхом, используемым в качестве регулятора поведения; 2, интеллектуализацией или рационализацией знания создающей иллюзию самостоятельности сделанного выбора.
Библиографическая ссылка
Колесникова Г.И. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ СЕТЕВЫХ ВОЙН: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 3-2. – С. 311-314;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11450 (дата обращения: 09.09.2024).