В последние десятилетия в России и мире наблюдаются серьезные изменения в социальной, экономической и политической сферах жизни общества, которые влекут за собой глобальные процессы трансформации и переоценки общественных идеалов, индивидуальных смыслов и ценностей. В современном, порой непредсказуемом и быстро изменяющемся мире меняется картина мира, в связи с чем нарушается привычный механизм трансляции культурных смыслов и ценностей. Несомненно, что любой этап исторического развития человечества отвечает на эти вопросы по-разному, создавая определенную систему ценностей и смыслов. И в разные эпохи психологические механизмы приобретения личностью смысла своего бытия, формирования системы ценностей являлось одним из актуальных предметов изучения психологической науки.
Особый интерес в контексте изучаемой проблемы представляют исследования системы смыслов и ценностей в юношеском возрасте, так как в данный возрастной период повышается ценностно-смысловая активность личности и начинается процесс формирования устойчивых ценностных и смысложизненных ориентаций. Вместе с тем многие исследователи отмечают, что в настоящее время в обществе процесс социализации современной молодежи сопровождается неустойчивостью в ценностных ориентациях и потерей смысла жизни.
История развития представлений о ценностно-смысловой сфере личности позволяет говорить о том, что концепции смысловой сферы и ценностных образований личности занимают прочное место в системе научной психологии. Так, среди известных концепций, рассматривающих ценностные ориентации как важнейший компонент структуры личности, представляющий собой сложное интегральное образование и обуславливающий ее поведение, можно выделить концепции Дж.Г. Мида, Г. Олпорта, К. Роджерса, М. Рокича, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.А. Леонтьева, В.Я. Ядова и др. В них подчеркивается, что ценностные ориентации, являясь сложным социально-психологическим феноменом, регулируют социальное поведение человека, характеризуют направленность его личности и содержание ее активности. В своей сущности ценности определяют отношение человека к миру, к себе, к другим людям и придают смысл личностным позициям и поведению.
Ценность в понимании Г. Оллпорта – это некий личностный смысл, а осознание ценности происходит всякий раз, когда смысл имеет для человека принципиальную важность [1]. В работах В. Франкла, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка и др. смысложизненные ориентации определяются как целостная система наивысших ценностей и главных идей, отражающих направленность личности, осознанность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [2]. Б.С. Братусь, подчеркивая взаимосвязь между смыслами и ценностями, пишет, что «когда речь идет о той или иной форме означенности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, то уместно… говорить о ценностях личности, отличая их от личностных смыслов, которые далеко не всегда носят осознанный характер» [3, с. 231]. По мнению К.В. Карпинского, «смысл жизни пронизывает большинство, если не все психобиографические структуры сознания и личности. Это проявляется в том, что по своему предметному содержанию они четко «вписываются» в интенциональную направленность, которая задана смыслом жизни» [4, с. 16].
В последние годы особую актуальность для современной молодежи приобретает и проблема смысложизненного кризиса. Кризис подавляет систему осознанной саморегуляции жизненного пути, в отношении которой смысл жизни в норме выполняет системообразующую, интегрирующую и модулирующую функции [4]. В психологии выделяются два варианта протекания кризиса смысла жизни: конструктивный и деструктивный. При первом, конструктивном варианте наблюдается переоценка личностных смыслов, переориентация на новые жизненные цели и изменение смысловой сферы личности. При деструктивном варианте кризис может приобретать затяжной характер, превратиться в источник психологической деформации и дезадаптации личности. В случае выбора личностью непродуктивных стратегий совладания с кризисом он может оказывать влияние и на психическое состояние личности, приобретая патогенный характер.
Объект исследования – смысложизненные и ценностные ориентации, уровень выраженности смысложизненного кризиса и психического состояния.
Предмет исследования – особенности смысложизненных и ценностных ориентаций, смысложизненного кризиса и психического состояния у современных юношей и девушек.
Цель исследования – определить гендерные особенности смысложизненных и ценностных ориентаций, уровня выраженности смысложизненного кризиса и психического состояния у молодежи.
В исследовании принимали участие 65 студентов юридических факультетов Одинцовского филиала МГИМО МИД РФ и Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина в возрасте от 19 до 22 лет, из них 29 юношей и 36 девушек.
В эмпирическом исследовании применялся следующий комплекс диагностических методик:
1. Модифицированный вариант методики САН по Н. Курганскому (5-факторная модель).
2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [5].
3. Шкала ценностных ориентаций Е. Фанталовой [6].
4. Опросник смысложизненного кризиса К.В. Карпинского [4].
Статистическая обработка данных эмпирического исследования осуществлялась на основе статистического пакета Statistiсa 6.0.
На первом этапе настоящего исследования нами была предпринята попытка изучения особенностей психического состояния у студентов по показателям психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
Как видно из рис. 1, степень выраженности всех шкал методики САН находится в пределах среднестатистической нормы. Так у современной молодежи наблюдается средний уровень выраженности психической активности, некоторая рассеянность внимания и отсутствие сильной увлеченности, несколько пониженный тонус эмоциональной и интеллектуальной деятельности, отсутствие сильной напряженности и взволнованности, а также умеренный, несколько пониженный уровень психологической комфортности, удовлетворенность собой и окружающими и некоторая сосредоточенность на своих проблемах.
Второй этап исследования был направлен на изучение смысложизненных ориентаций у студенческой молодежи. Результаты исследования по тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева представлены на рис. 2. По результатам диагностики смысложизненных ориентаций были получены данные, свидетельствующие о том, что у студентов обследуемой выборки преобладает средний уровень осмысленности жизни, т.е. современные студенты в целом удовлетворены своей жизнью и верят в свои силы контроля событий собственной жизни. Они способны ставить перед собой цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Результаты нашего исследования показали, что смысложизненные ориентации студентов связаны в меньшей степени с будущим (направленностью на цель) и настоящим (чувство полноты и насыщенности жизни), а в большей степени ориентированы на прошлое (удовлетворенность результатами жизни и самореализацией). Самый низкий балл был обнаружен по шкале «цели в жизни», которые могут быть свойственны людям, живущим, как правило, сегодняшним днем.
Результаты исследования ценностных ориентаций студентов показали, что наиболее значимой ценностью для современных студентов является «здоровье» (1 ранг). Второй и третий ранги соответственно занимают аффилиативные ценности («счастливая семейная жизнь» и «любовь»), которые отражают стремление молодых людей быть в обществе и сохранять теплые и доверительные взаимоотношения с другими людьми. Четвертое и пятое места молодежь отдает ценностям «материально обеспеченная жизнь» (4 ранг) и «наличие хороших и верных друзей» (5 ранг). Завершают семерку более значимых ценностей «интересная работа» (6 ранг) и «познание» (7 ранг). В группу желательных, но не обязательных ценностей вошли «уверенность в себе» (8 ранг) и «активная деятельная жизнь» (9 ранг). На последних рангах оказались «свобода» (10 ранг), «красота природы и искусства» (11 ранг) и «творчество» (12 ранг).
Рис. 1. Результаты изучения психического состояния у молодежи
Рис. 2. Результаты изучения смысложизненных ориентаций у молодежи
На заключительном этапе исследования нами была предпринята попытка изучения смысложизненного кризиса по опроснику К.В. Карпинского. Результаты представлены на рис. 3.
Как видно из рис. 3, высокие баллы по методике были обнаружены у 30 % современных студентов, средний уровень проявления смысложизненнго кризиса наблюдается у 49 % испытуемых. Лишь 21 % опрошенных набрали низкие баллы по данной методике. Высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о выраженности у студентов психологических признаков смысложизненного кризиса, который, по мнению К.В. Карпинского, в развитии личности может возникать на основе неразрешимых или неразрешенных противоречий в поиске, сохранении и практической реализации личностью индивидуального смысла. Как отмечает автор, «существуют три психологические разновидности смысложизненного кризиса в развитии личности: кризис бессмысленности; кризис смыслоутраты; кризис нереализованности смысла жизни» [4, с. 38].
С целью определения гендерных особенностей смысложизненных и ценностных ориентаций, кризиса жизни и психического состояния у студентов нами был проведен математико-статистический анализ данных с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты анализа гендерных особенностей психического состояния у студентов представлены в табл. 1.
Как видно из таблицы, у девушек достоверно выше, чем у юношей, уровень интереса, что может характеризовать их как более активных, деятельных, проявляющих интерес к жизни, полных сил, сосредоточенных, сконцентрированных и увлеченных. По другим шкалам методики САН достоверных различий не обнаружено.
Рис. 3. Результаты изучения смысложизненного кризиса у молодежи
Таблица 1
Результаты определения гендерных особенностей психического состояния у студентов
Модифицированный вариант методики САН (шкалы) |
Mean M |
Mean Ж |
t-value |
p |
Активация |
5,565 |
5,000 |
1,065 |
0,290 |
Интерес |
4,565 |
5,690 |
–2,166 |
0,034 |
Эмоциональный тонус |
4,782 |
5,333 |
–1,063 |
0,291 |
Напряжение |
5,000 |
5,333 |
–0,630 |
0,530 |
Комфортность |
4,695 |
5,238 |
–1,032 |
0,305 |
Таблица 2
Результаты определения гендерных особенностей смысложизненных ориентаций у студентов
Тест смысложизненных ориентаций (шкалы) |
Mean M |
Mean Ж |
t-value |
p |
Общий показатель ОЖ |
4,260 |
5,878 |
–2,763 |
0,007 |
Цели в жизни |
4,173 |
5,928 |
–2,928 |
0,004 |
Процесс жизни |
3,782 |
5,926 |
–3,775 |
0,0003 |
Результат жизни |
4,347 |
6,404 |
–3,793 |
0,0003 |
Локус контроля – Я |
4,608 |
6,243 |
–3,106 |
0,002 |
Локус контроля – жизнь |
4,565 |
6,214 |
–3,011 |
0,003 |
Таблица 3
Результаты определения гендерных особенностей ценностных ориентаций у студентов
Шкала ценностных ориентаций (шкалы) |
Mean M |
Mean Ж |
t-value |
p |
Активная деятельная жизнь |
5,652 |
7,738 |
–2,839 |
0,006 |
Здоровье |
4,347 |
3,285 |
1,274 |
0,207 |
Интересная работа |
5,869 |
6,309 |
–0,564 |
0,574 |
Красота природы и искусства |
10,260 |
10,261 |
–0,002 |
0,998 |
Любовь |
5,913 |
4,714 |
1,425 |
0,159 |
Материально обеспеченная жизнь |
4,739 |
6,380 |
–2,013 |
0,048 |
Наличие хороших друзей |
6,826 |
6,190 |
0,814 |
0,418 |
Уверенность в себе |
5,608 |
6,190 |
–0,700 |
0,486 |
Познание |
5.565 |
6,333 |
0,330 |
0,742 |
Свобода |
6,043 |
7,047 |
–1,323 |
0,190 |
Счастливая семейная жизнь |
6,086 |
4,166 |
2,184 |
0,032 |
Творчество |
10,086 |
9,380 |
0,931 |
0,355 |
Таблица 4
Результаты определения гендерных особенностей смысложизненного кризиса у студентов
Опросник смысложизненного кризиса (шкалы) |
Mean M |
Mean Ж |
t-value |
p |
Смысложизненный кризис |
5,347 |
4,833 |
0,763 |
0,447 |
Результаты анализа гендерных особенностей смысложизненных ориентаций у студентов представлены в табл. 2. Результаты иллюстрируют достаточно интересную картину. Так, достоверно значимые различия были обнаружены по всем шкалам методики. Для девушек достоверно более выражены все шкалы методики, т.е. у девушек выше уровень ощущения продуктивности жизни, они более эмоционально и с интересом относятся к ней, целеустремленны, способны контролировать свою жизнь и свободно принимать решения.
Результаты анализа гендерных особенностей ценностных ориентаций у студентов представлены в табл. 3. Из таблицы видно, что для девушек, в отличие от юношей более важны такие ценности, как «активная деятельная жизнь» и «материально обеспеченная жизнь», а для юношей более значимой является «счастливая семейная жизнь».
Результаты анализа гендерных особенностей уровней выраженности смысложизненного кризиса у студентов представлены в табл. 4. Как видно из таблицы, достоверно значимых различий в проявлении смысложизненного кризиса у девушек и юношей не обнаружено.
Таким образом, результаты настоящего исследования позволили нам установить, что система ценностей современной российской молодежи в целом отражает ее приверженность утилитарным (здоровье и материально обеспеченная жизнь) и аффилиативным (семья и любовь) ценностям в противоположность ценностям творчества, свободы, красоты природы и искусства. При этом иерархию смысложизненных ориентаций возглавляют шкалы результативности жизни и локус контроля – Я, доминирование которых можно рассматривать как ощущение молодыми людьми продуктивности и осмысленности своей жизни, а также ответственности за нее. Вместе с тем отмечено, что в иерархиях доминируют конкурирующие ценностные типы (индивидуальные и групповые), что в свою очередь может отражать сложность процесса ценностно-смыслового самоопределения студентов. Индивидуализация ценностей, возможно, связана с увеличением ценности индивидуального человеческого существования и уменьшением ориентации на социум.
У девушек наблюдаются более высокие показатели осмысленности жизни, включая цели, процесс и результативность жизни, то же самое имеет отношение и к общей осмысленности жизни. Наиболее важными для них ценностями выступают «активная деятельная жизнь» и «материально обеспеченная жизнь, тогда как для юношей более привлекательной выступает такая ценность, как «счастливая семейная жизнь».
Библиографическая ссылка
Лобза О.В., Конончук И.В., Эгамбердиева Е.В. ЦЕННОСТНЫЕ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 11-2. – С. 300-304;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12018 (дата обращения: 21.11.2024).