7 этап – 850-е гг. – становится временем, когда зафиксировано наименьшее с 790-х гг. количество монет (83 экз.), в том числе 6 кладов: Псковский у., 850/851 г. – опр. 3 экз.; Ахремцы, 852/853 г. – 24 экз.; Поречье, 853/854 г. – 45 экз.; Рига, 850/851 г. – 4 экз.; Гробиняс-Ильги, 852/853 г. – 3 экз.; Кунаково, 851/852 г. – опр. 2 экз. В Западной Европе известны 2 клада: Весбю, 850 г.; Свенскенс, 856 г.
При объяснении причин разрастания монетного кризиса следует учитывать, что к 850-м гг. нашествия варягов привели к установлению ими контроля над землями ильменских словен, кривичей, мери и веси, при этом норманны не ограничивались строго установленной данью – летописи упоминает о «насилиях» северных завоевателей.
Вторая половина 820-х – 840-е гг. (6 этап обращения куфического дирхема) – время уменьшения количества кладов и размеров состояний на Волховско-Ильменском денежном рынке. На Волго-Вятско-Камском, Верхневолжском (Волго-Клязьминском) и Западно-Двинском денежных рынках этого кризиса не наблюдается. Следует полагать, что норманны в течение второй четверти IX в. совершали набеги и налагали дань на население, обитавшее в бассейне Волхова и Ильменя. Обитатели Верхней Волги и Западной Двины и прилегавших к ним регионов стали объектами нападений позже; прямым следствием этого стало снижение финансовой активности в 850-е гг. и на этих территориях.
Очевидна связь между варяжской экспансией и финансовым кризисом сначала (в 825-849 гг.) на отдельных территориях, а потом (в 850-е гг.) и в масштабах всей Восточной Европы. В это время происходил значительный отток денежных средств (в форме военной добычи и дани) из земель славяно-финских племен в руки варягов-захватчиков. Наибольший урон понес при этом Волховско-Ильменский денежный рынок. В результате снижается торговая активность на северо-западе, уменьшается как количество кладов, так и размер состояний.
Пик этого упадка падает на 850-е гг. (7 этап), что полностью соответствует известиям Повести временных лет об обложении данью словен, кривичей, мери и чуди (859 г.), а также Новгородской первой летописи об издевательствах варягов над местным населением.
В южных районах Восточной Европы складывается еще более драматичная ситуация. Торговый путь по Оке, Десне и Днепру практически не играет значения. Словно чья-то могучая воля изменила направление движения монетного серебра и отторгла от источников богатств целые регионы Восточной Европы.
Для ответа на вопрос, кто несет ответственность за изменение направления потоков куфического серебра, следует учитывать следующие обстоятельства:
1. Согласно византийским источникам и археологическим изысканиям, хазары возводят крепость Саркел на Дону и многие другие твердыни по берегам р. Тихая Сосна и в верховьях Северного Донца, стремясь оградить себя от некоего грозного противника. Этим противником могли быть только восточнославянские политические образования; также следует учитывать, что в византийских и западноевропейских источниках появляются скупые указания на деятельность росов (русов). Согласно Кедрину, Саркел был возведен в 834 г., а по свидетельству «Продолжателя Феофана» – около 837 г.
2. Несмотря на враждебные действия хазар, русы проявляют завидную внешнеполитическую активность. Доказательством этого являются направление посольства в Византийскую и Франкскую империи (839 г.) и организация похода на Амастриду (между 825 и 842 гг.).
3. В Повести временных лет под 859 г. (дата достаточно условна) говорится об обложении хазарами данью полян, северян и вятичей.
4. Владычество хазар оказалось эфемерным, поскольку в 860 г. русы совершают поход на Константинополь, а после него часть элиты принимает крещение. Это в любом случае говорит об очередном свержении власти хазар, по крайней мере, полянами, поскольку хазарская элита исповедовала иудаизм. Демонстративное принятие христианства русами было явным вызовом правителям Итиля и свидетельством их независимого статуса.
Таким образом, можно предположить, что после 823/824 г. хазары устанавливают торговую и политическую блокаду Южной Руси. Это подтверждают косвенные данные:
а) строительство крепостей на Дону и Северном Донце;
б) торпедирование внешнеполитических инициатив русов (в Бертинских анналах сообщается, что византийский император просил франкского властителя, чтобы послы росов «по милости императора имели бы разрешение и помощь безопасно возвратиться через его империю», ведь «путь, по которому прибыли в Константинополь, они проделали среди варварских племен, ужаснейших, отличающихся безмерной дикостью», и василевс «не хотел бы, чтобы они возвращались через их страны, подвергая себя случайным опасностям»). Очевидно, что пути возвращения посольства были перекрыты либо самими хазарами, либо другими кочевыми народами;
в) прекращение поступления восточной монеты и, вслед за этим, прекращение выпадения кладов, в бассейнах Днепра, Десны и Оки во второй половине 820-х – 850-х гг.
Тот факт, что в течение 825-849 гг. в Восточной Европе выпадают 17 кладов и 6768 восточных монет, в 850-е гг. – 6 кладов и 83 монеты, в 860-870-е гг. – 35 кладов и 13259 монет, доказывает, что в 850-е гг. имел место финансовый коллапс восточноевропейского масштаба.
Библиографическая ссылка
Петров И.В. СЕДЬМОЙ ЭТАП ОБРАЩЕНИЯ КУФИЧЕСКОГО ДИРХЕМА В ВОСТОЧНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ: ВАРЯГИ, ХАЗАРЫ И ФИНАНСОВЫЙ КОЛЛАПС 850-Х ГГ. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 8-3. – С. 132-133;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=3924 (дата обращения: 09.11.2024).