Профессии пожарного и спасателя сопряжены с действием сильнейших стрессогенных факторов. Неопределённость складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстро меняющейся обстановки, напряжённая работа внимания, столкновение с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требуют мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих и возникающих задач.
Проводя исследование на базе НИИ технической физики в Челябинской области, мы исходили из того, что уровень психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях должен быть высоким у всего персонала, так или иначе связанного с работой учреждения, в том числе и в возможных экстремальных ситуациях. Вместе с тем, мы выдвинули гипотезу, согласно которой у спасателей аварийно-технического центра (АТЦ) НИИ уровень психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации выше, чем у персонала методического отдела (МО) того же центра. АТЦ обеспечивает постоянную готовность к экстренному реагированию на аварии с радиационным и химическим заражением. Перед персоналом стоит множество задач, среди которых организация круглосуточного дежурства и постоянной связи с кризисным центром, и с аварийно- спасательными формированиями Росатома РФ; разработка документации по действиям при поступлении сигналов тревоги, по обеспечению деятельности основных сил персонала в очаге аварии; ликвидация последствий аварий в различных условиях (пожар, выброс химических веществ, радиационное заражение, в условиях среды непригодных для жизни, под водой, на высоте и пр.).
В качестве испытуемых выступили 50 человек. Из них 25 сотрудников МО, которые находятся за территорией ликвидации последствий возможной аварии (назовём их группой методистов) и 25 человек – сотрудники АТЦ, непосредственно находящиеся на территории аварии (группа спасателей).
Для реализации задач эмпирического исследования применялись методики: шкала тревожности Дж. Тейлора; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера; методика определения уровня нервно-психической устойчивости «Прогноз», разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью U-критерия Манна-Уитни, применялась программа математической статистики SPSS 17.0.
Экстремальная ситуация – это «такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость». Как многомерное явление, экстремальная ситуация представляет собой временное стечение негативных обстоятельств, выражающихся в особых, неблагоприятных условиях для деятельности человека [2; 3].
Вслед за В.Н. Дружининым психологическую готовность мы рассматриваем как психическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности [1].
Действия в экстремальных ситуациях, угроза для жизни требуют от военнослужащего-спасателя психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. В.Н. Смирнов выделяет три уровня состояния психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальной ситуации: низкий, средний и высокий. При низком уровне воин не уверен в себе, у него отсутствует стремление к противостоянию, он нерешителен, излишне суетлив либо замкнут, допускает ошибки при выполнении простейших команд. Для среднего уровня характерно сочетание уверенности в себе и других с недостаточным стремлением к противостоянию и решительным действиям. Спасатель допускает незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние близко к норме. Высокий уровень отличают отсутствие сомнений, стремление испытать себя, добиться наилучшего выполнения поставленной задачи. На таком уровне психологической готовности спасатель долго находиться не может. Срабатывают защитные механизмы психики и физиологии человека. Очень важно, по мнению В.Н. Смирнова, чтобы военнослужащие умели поддерживать у себя перед действиями в экстремальной ситуации средний уровень психологической готовности, а при переходе к действиям добиваться высокого уровня [4].
В ходе исследования выявлены значимые различия в группах испытуемых (p≤0,01, p≤0,05). У спасателей обнаружен высокий уровень (в баллах) по шкалам: адаптивных способностей (28,52); нервно-психической устойчивости (НПУ) (27,8); моральной нормативности (39,04). У методистов – средний уровень по этим же шкалам, соответственно 46,52; 40,68; 59,32.
Результаты диагностики по методике «Прогноз» также выявили значимые различия в группах испытуемых. По шкале НПУ и поведенческой регуляции средний балл у спасателей составил 32,68, что соответствует 3-4 пунктам шкалы; у методистов показатель по этой шкале составил 18,32 балла, что соответствует 4 пункту шкалы. Анализ полученных данных, таким образом, показывает, что уровень НПУ и поведенческой регуляции у спасателей выше, чем у методистов по всем показателям. Это значит, что у спасателей, оказавшихся в экстремальной ситуации и переживающих стрессовое состояние, риск дезадаптаци минимален.
Диагностика уровня тревожности по шкале Дж. Тейлора также выявила значимые различия в группах испытуемых. У спасателей ниже уровень тревожности, более высокий уровень устойчивости к стрессу. Примерно такая же картина наблюдалась и при сравнении показателей по шкале уровня субъективного контроля. У спасателей значительно преобладает интернальный локус контроля; у методистов – экстернальный.
В целом, как и предполагалось, уровень психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях у сотрудников отдела спасателей оказался выше, чем у персонала методического отдела. Такой результат, хотя и подтверждает (можно сказать, к сожалению) выдвинутую нами гипотезу, вместе с тем вызывает озабоченность и необходимость уделять больше внимания специальной, психологической подготовке сотрудников МО. При разнице функциональных задач, от методистов требуется не менее высокий уровень психологической готовности к решению задач в экстремальных ситуациях – в своевременной и точной оценке обстановки, в быстром принятии адекватного решения, в обеспечении быстрого и точного выполнения этих решений спасателями, работающими непосредственно в зоне аварии. Это возможно при разработке и проведении специальных образовательных, тренинговых и коррекционных программ, позволяющих поддерживать на высоком уровне психологическую готовность к действиям независимо от того, в каких условиях и в каком месте персонал выполняет свои задачи в экстремальных условиях.
Библиографическая ссылка
Бозаджиев В.Л. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10-2. – С. 268-269;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4169 (дата обращения: 03.12.2024).