Сегодня для российской действительности чрезвычайно важным представляется выработка конструктивной региональной социальной политики. В условиях формирования инновационной экономики, где на первое место по значению объективно выходит человеческий фактор, социальная политика начинает занимать одно из важнейших мест в системе регионального управления.
Актуализация построения региональной социальной политики на новых принципах обусловлена необходимостью перелома стереотипного рассмотрения социальной сферы как второстепенной по отношению к сфере экономической. Длительное действие данного стереотипа обострило противоречия в развитии социальной составляющей региональной системы, становящихся тормозом поступательного регионального роста.
В понятийно-категориальном аппарате региональной экономики в понятие «региональная политика» или «региональная социально-экономическая политика» занимает в настоящее время одно из первых мест. В тоже время общепризнанного определения региональной политики российским научным сообществом до сих пор не выработано. Это не случайно, так как само понятие региональной политики достаточно многогранно и предполагает использование различных методологических подходов. По свидетельству М.Ротбарда, политика вообще – это задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются [4, С. 215].
В условиях централизованной системы управления региональная политика ассоциировалась с задачами размещения производительных сил, а именно, с ускоренным развитием восточных регионов, освоением северных территорий и др. Не приводя определения региональной политики, Н.Н. Некрасов сформулировал ее главную задачу как «планомерное развитие экономического потенциала всей системы регионов, отвечающее экономическим и политическим задачам страны в целом с учетом интересов каждой союзной республики» [2, С. 24].
Ликвидация централизованной системы управления, резкое сокращение государственной собственности, формирование новых федеративных отношений, приведшее к расширению полномочий субъектов Федерации, при разработке региональной политики определили необходимость:
– учета интересов регионов и их согласования с общегосударственными интересами;
– распределения функций по реализации региональной политики между федеральными и региональными уровнями управления.
Действующие в настоящее время «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» определяют региональную политику как «систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации». При этом под регионом понимается «часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Федерации» [6].
В конце 1970-х гг. кризис «государства благосостояния» ускорил переход западных стран к неолиберальной модели «социальной рыночной экономики», представляющей собой специфическую версию «свободной рыночной экономики» в сочетании с активным государственным вмешательством.
В данном контексте теоретические основания В. Ойкена могут служить определенным ориентиром в построении концептуальных основ современной социальной политики в российских регионах. С его точки зрения, деятельность государства необходимо акцентировать на политико-правовых аспектах формирования экономического пространства, определении и закреплении чётких правовых рамок, гарантирующих свободу действий хозяйствующих субъектов в рамках правового поля. Задачи экономического развития должны решаться с помощью рыночных механизмов. При этом данная модель разития должна характеризоваться масштабной социальной составляющей, включающей меры по обеспечению занятости, преодолению региональных различий в уровне доходов, созданию надёжных трудовых и социальных гарантий и др. [3].
С точки зрения методологии построения социальной политики значительный интерес представляет и теория соглашений (Л. Тевено, Л. Болтянски, О. Фаворо), рассматривающая общество в качестве сложной системы, состоящей из семи структурных подсистем - «миров»: рыночной, индустриальной, традиционной, гражданской, общественного мнения, творческой и экологической. Каждая подсистема характеризуется своими правилами во взаимоотношениях между людьми, при этом сами подсистемы соотносятся между собой по трем типам связей: экспансия, касание и компромисс. Последний, по мнению идеологов данного теоретического направления, наиболее эффективный тип связи для поступательного развития общества. Как отмечает Л. Тевено, «поиск компромисса предполагает попытку преодолеть критическое напряжение между двумя мирами, ориентируясь на общее благо, которое не включается полностью ни в первый, ни во второй мир, но содержит в себе элементы обоих» [5, С. 73–78].
При принятии решений по разработке и реализации региональной политики центральные органы власти, согласно Г. Кэмерону, могут выбирать из трех альтернативных подходов:
1) вообще не оказывать влияния на динамику экономического развития регионов (не интервенционалистская модель);
2) незначительно корректировать экономическое развитие регионов путем стимулирования миграции рабочей силы и инвестиций (адаптационная модель);
3) проводить интенсивное воздействие на экономическое развитие проблемных регионов (модель радикальных преобразований) [7].
Подавляющее большинство стран в конечном итоге стали придерживаться именно адаптивной модели региональной политики. Страны, которые изначально отказывались от ее проведения столкнулись как с чрезмерными территориальными диспропорциями, так и с недоиспользованием потенциала развития регионов [1, С. 134].
В России в реализации региональной политики находит все большее применение воспроизводственный подход. В данном контексте региональная социальная политика должна обеспечивать комплексное решение всех имеющихся на территории социальных проблем, охватывая все стадии воспроизводства населения, условий его жизнедеятельности, а также природной среды обитания.
Целесообразно выделить ряд методологических подходов к построению региональной социальной политики:
1. Социальная система должна рассматриваться не обособленно, а в единстве всего процесса социально-экономического развития территории. С одной стороны, уровень ее развития и динамичность структуры – важный показатель, отражающий состояние социально-экономического развития региона, с другой – условие преодоления негативных процессов в экономике и обеспечения ее нормального функционирования и конкурентоспособности.
2. Изучение проблем социального развития общества должно основываться на общих научно-методических подходах, но в тесной увязке с анализом региональных особенностей, характерных как в целом для страны, так и для ее отдельных территорий. Российские регионы обладают специфическими условиями развити в результате значительных различий природно-климатического, производственного, инфраструктурного, социального, демографического характера. Исходя из этого, на основе анализа и прогноза структурных изменений в хозяйственном комплексе регионов, разрабатываются варианты развития социальных процессов с учетом основных региональных особенностей: природно-климатических, отраслевых, демографических, инвестиционных, национальных.
3. Важный аспект социального развития региональной системы связан с обеспечением социальных гарантий (создание условий для труда тем, кто хочет и может работать); социальной защиты (в определенной мере для всех групп населения, но разными методами).
4. Уровневый характер социальной политики предполагает четкое распределение функциональной нагрузки (полномочий, ответственности) между органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями.
Ключевыми принципами формирования и реализации, региональной социальной политики становятся:
– обеспечение равных прав граждан на реализацию своих способностей;
– субсидиарность, с обязательным исполнением государственных услуг населению на основе базовых социальных стандартов;
– социальная справедливость и профилактика общественного иждивенчества;
– учет региональных особенностей социальных и демографических процессов;
– демократизация системы регионального управления, активизация участия местного самоуправления в социально-экономическом развитии местных сообществ;
– открытость регионального социума, оценка его развития с учетом влияния внешних факторов.
– ориентации на достижение общепризнанных международных социальных стандартов;
– развитие партнерских отношений в совместном решении социальных вопросов государственными, муниципальными и общественными организациями.
При разработке современной региональной социальной политики все большее значение приобретают проблемы развития институциональной инфраструктуры, направленной на смягчение действия факторов неопределенности и улучшение координации деятельности экономических субъектов, совершенствование правовых норм на макро- и мезоуровне, создание системы контроля и мониторинга реализации политики, совершенствование индикативного планирования, экономического программирования.
Статья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных исследований УрО РАН совместно с организациями СО и ДВО РАН, проект № 12-С-7-1007 «Факторы и механизмы акселерации социально-экономического развития регионов России».
Библиографическая ссылка
Kозлова О.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10-3. – С. 451-453;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4230 (дата обращения: 05.10.2024).