Научный журнал
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕГОРИИ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Жекибаева Б.А. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
1. Психологический словарь / под ред. А.В. Ярошевского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – С. 145.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – Т.1. – 354 c.
3. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-на-Дону, 1993. – 242 c.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – 337 c.

Исследование проблемы нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся требует изучения понятия «взаимодействие» как категории психологической науки, анализа его характеристик, осмысления роли и места субъектов взаимодействия и особенностей их проявления в педагогическом процессе.

В психологической науке категория «взаимодействие» рассматривается как отражение одних явлений другими. «Взаимодействие – процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающие их взаимную обусловленность и связь» [1]. В данном определении психологического словаря подчеркивается, что взаимодействие в системе «человек – человек» предполагает участие в этом процессе как минимум двух субъектов, влияющих друг на друга, связанных между собой определенными отношениями и взаимозависимых друг от друга. Это означает, что понять взаимодействие можно только через эти многочисленные связи и отношения.

Каковы же характеристики категории «взаимодействие» с психологической точки зрения? Ответ на этот вопрос мы находим у ученых-психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Слободчикова и других, анализ научных трудов которых позволяет выделить характеристики взаимодействия как психологической категории.

Активность выделяется психологами как основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, А.А. Бодалев и другие). Чем сложнее его организация, тем разнообразнее формы этой активности. У человека, являющего собой высшую форму развития живой материи, активность проявляется на всех уровнях его организации. Это, во -первых, интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирование стратегий, прием обработка и оценка поступающей информации по каналам прямой и обратной связи и т.д.). Во-вторых, это моторно-эффективная активность на уровне построения модели взаимодействующего объекта (процесса, явления). В-третьих, это поведенческая (вербальная, невербальная) активность, проявляющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм [2].

Личность обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром. В силу того, что активность характеризует обе стороны взаимодействия, они обе имеют качество субъектов. Следовательно, для того, чтобы выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления, необходимо охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших, жизненных отношений.

Системность как представленность субъектов (объектов) взаимодействия во всех их связях, отношениях есть также его характеристика. Поскольку взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между субъектами (объектами), включая каузальные, причинно-следственные и другие, оно является основой становления любой системы, ибо «система всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов и компонентов». (А.Н. Леонтьев). С точки зрения деятельностного опосредования (А.В. Петровский) личность может быть понята только в системе устойчивых связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого ее участника [3]. Именно поэтому социальное взаимодействие выступает жизненно необходимым условием всей деятельности и самого существования людей, и как реальность действительности охватывает множество взаимосвязанных процессов, что дает основание рассматривать его как систему, в которой в единстве выступают субъект – субъектные, субъект – объектные связи.

Дальнейшее изучение категории «взаимодействие» позволило выделить осознанность и целенаправленность взаимодействия как еще одну его психологическую характеристику. Взаимодействие возможно благодаря деятельности. Деятельность всегда предметна и мотивирована: непредметной, немотивированной деятельности как активного, целенаправленного процесса не существует, поскольку «именно она, цель есть предвидение результатов будущего действия, отличающая специфическую форму взаимодействия человека с окружающей действительностью», поэтому целенаправленность и осознанность определяют и формы взаимодействия – сотрудничество (в игре, учении, труде, творчестве как высшей форме труда) и общение [2].

При анализе взаимодействия ученые-психологи раскрывают его сущность через другую категорию, категорию «субъекта», которая является одной из центральных в философии, социологии, особенно онтологии (Аристотель, Декарт, И. Кант, Г. Гегель). Большое внимание уделяется этой категории и в современной психологической науке (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.А. Лекторский и другие). Наиболее полно особенности категории «субъект» раскрыты в трудах С.Л. Рубинштейна, изучение которых позволил нам выделить следующие характеристики субъекта:

– категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в «открытии бытия познанию», в отношении этого «познаваемого бытия» к познающему человеку, С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны:

1) бытие как объективная реальность, как объект осознания человека;

2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознанием;

– познающий субъект, или «субъект научного познания всегда общественный субъект, осознающий это бытие в общественно – исторически сложившихся формах» [4].

Для нас это означает, что субъект общественен по формам, средствам, способам своего действования (познавательного или практического). Здесь существенно подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что вообще противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их «односторонность» [2];

– общественный субъект может реализоваться и в конкретном индивиде, поэтому можно утверждать, что «субъект науки – это человечество, субъект речи – это вместе с индивидом и народ» [4], а это значит, что коллективный субъект представлен в каждом индивиде, и наоборот, вместе с тем общественный субъект имеет индивидуальную форму реализации;

– рассматривая проблему отношения «Я» и другой человек, С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает деятельность и, наоборот, «произвольная управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности – «Я» данного индивида». Это положение выступает в качестве одной из основных, характеристик не только субъекта, но и самой деятельности. Следовательно, сознательно регулируемая во взаимодействии с другими людьми, деятельность всегда субъектна, в ней он формируется;

– субъект – сознательно действующее лицо, самосознание которого – это «осознание себя как существа осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности – практической и теоретической, субъекта деятельности сознания в том числе». Здесь важно отметить, что субъект в индивидуальной и коллективной деятельности сознательно действующая личность, осознающая себя и активно преобразующая окружающий мир;

– каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому субъекту. Очевидно, что субъектность проявляется не только через деятельность, но и в системе отношений с другими людьми. Субъект–субъектные отношения характеризуют межличностные отношения, формирующие личность в коллективе, субъект-субъект-объектные же характерны для предметно – практической (познавательно – преобразовательной) деятельности;

– каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект. Это определение получает в теории С.Л. Рубинштейна форму афоризма «Человек как субъект жизни». Эта характеристика раскрывает субъект как неразложимую целостность деятельности, общения и самосознания, которой он может достичь только во взаимодействии с окружающим миром. «Быть личностью... означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», – отмечает В.А. Петровский, рассматривая через эту категорию внутреннюю связь между личностным и субъектом [3].

Приведем доводы В.А. Петровского: «Во-первых, быть личностью – значит быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром». Это включает физический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением. Во-вторых, быть личностью – значит быть субъектом предметной деятельности», в которой человек выступает как деятель. В-третьих, быть личностью – это быть субъектом общения», где, согласно В.А. Петровскому, формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих сторон. В.А. Петровский подчеркивает важную для понимания связи этих категорий мысль, что «…быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отраженности) человека в жизни других людей». Кроме этого, согласно В.А. Петровскому, быть личностью – означает быть субъектом самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные характеристики. Рассматривая субъектность как конституирующую характеристику личности, В.А. Петровский вводит важные для педагогической психологии понятия: «виртуальной субъектности» как момента становления, перехода в это состояние, что соотносится с возникновением личностного в человеке; «отраженной субъектности» – «подлинный субъект не может не быть субъектом для самого себя и вместе с тем субъектом своего бытия для другого» [3].

И, наконец, характеристика субъекта состоит в том, что субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта. «Итак, субъект, в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [4].

Следовательно, субъектность – динамическое начало, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного). Эта важная для нас характеристика субъекта деятельности, поскольку относится не только к развитию ученика (как обычно принято полагать), но к саморазвитию, самосовершенствованию самого учителя: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие учителя, которое есть условие развития ученика.

Отметим еще одну характеристику субъекта, которая следует из гносеологического и собственно психологического анализа процесса отражения, категории «субъективного» образа по (А.Н. Леонтьеву). Согласно А.Н. Леонтьеву, в познании, отражении действительности всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект (субъект) и связи, в которых он находится. Основываясь на общепсихологическом тезисе обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта, А.Н. Леонтьев вводит понятие «пристрастности» и «субъектности» отражения как его принадлежности субъекту деятельности [2].

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: сущностными характеристиками взаимодействия с психологической точки зрения являются:

– активность как показатель обеих сторон взаимодействия, имеющих качество субъекта (выступающих в качестве субъекта). Активность и направленность субъектов деятельности в процессе познания и преобразования объекта обусловлены предметно-практической деятельностью;

– системность как показатель целостности множества взаимосвязанных процессов, в которой в единстве выступают субъект – субъектные, субъект- объект – субъектные связи;

– целенаправленность и осознанность как показатель личностной зрелости, субъектности участников этого процесса, которое выражается в выборе (определении) форм взаимодействия (сотрудничество и общение);

– субъект-субъектные, субъект-объект-субъектные связи как показатель межличностных отношений и связей в предметно-практической, познавательно-преобразовательной деятельности.

Поскольку все эти характеристики в полной или свернутой форме проявляются во взаимодействии субъектов педагогического процесса, необходима их конкретизация, которая в контексте нашего исследования возможна при переходе к анализу особенностей нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся.


Библиографическая ссылка

Жекибаева Б.А. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕГОРИИ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10-3. – С. 477-479;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4248 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674