Возрастающий в последнее время интерес к вопросам образования носит закономерный характер, поскольку является отражением мировых цивилизационных процессов. Действующая в обществе модель образования практически всегда представляет собой трансляцию культурных особенностей, наличествующих в данном государстве и обществе. Основным смыслом образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени – разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы. При этом полагается возможным и достаточным перенесение в сознание обучающихся специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала. В таком образовании человек в очень малой степени является субъектом образовательного процесса[4].
Деятельность человека в настоящее время все больше становится принципиально инновационной. Значимость и круг деятельности, связанной с использованием традиционных технологий, Существенно сокращается. Напротив, инновационная активность человека растет. Лишь в условиях становления инновационной системы образования – системы, ориентированной на новые образовательные результаты эти процессы могут получить дальнейшее эффективное развитие[5].
Современной нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится совершенствовать свои знания и профессиональные приемы. Это привело к смене ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» на «Образование на протяжении всей жизни»[6]. Можно предположить, что начавшийся процесс сближения идей, институциональных моделей и практики работы вузов, вероятно, будет углубляться. Об этом свидетельствует получившая широкое распространение новая международная модель образования, в которой прослеживается склонность к внедрению одинаковых структур и практики в различных системах образования[7].
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по юриспруденции предполагает переход от формирования знаний как цели образования к иной – формированию компетенций. По сравнению с большинством вузов, где по итогам исследований большинство выпускников не являются в достаточной степени готовыми к осуществлению практической деятельности[8], выпускники Омской академии МВД России по специализации «оперативно-разыскная деятельность» в значительно большей степени непосредственно после окончания учебного заведения способны выполнять функциональные обязанности сотрудника уголовного розыска[9]. Полагаем, что поддерживать высокий уровень профессиональных компетенций выпускников позволяет существующая система преподавания дисциплины, ориентированная не только на формирование у обучающихся комплекса знаний, но и приобретение навыков использования гласных и негласных мер борьбы с преступностью. На практических занятиях курсанты и слушатели решают ситуационные задачи, моделирующие деятельность оперуполномоченных уголовного розыска при раскрытии преступлений, составляют оперативно-служебные документы, знакомятся с передовым опытом раскрытия преступлений. Важным элементом формирования профессиональных компетенций являются учения в условиях учебного центра академии, а также практические занятия и преддипломная практика в базовых органах внутренних дел, где обучающиеся применяют приобретенные ими знания для раскрытия условных, а позже – реальных преступлений.
Реализация федерального образовательного стандарта третьего поколения призвана обеспечить совершенствование процесса подготовки выпускников по специализации «оперативно-разыскная деятельность». Полагаем, что при совершенствовании преподавания необходимо использовать имеющийся опыт, доказавший свою эффективность в формировании профессиональных навыков сотрудника уголовного розыска, а также отечественные и зарубежные методические разработки, применимые с учетом специфики дисциплины для формирования необходимых компетенций выпускников.
[1] Авторы отдают себе отчет в том, что приведенный период может быть весьма спорным и он различен для столиц, областных центров и сельских населенных пунктов..
[2] По данным оперативной статистики Министерства здравоохранения Краснодарского края.
[3] Учебно-тематический план разработан с участием заместителя начальника ГУЗ МИАЦ Министерства здравоохранения Краснодарского края, кандидата педагогических наук М.А. Корогод.
[4] См.: Государственные образовательные стандарты РФ // URL: http://pedagogics/ 3c0b65625b3bd68a5c43a88521316c37_0.html (дата обращения 03 сентября 2013 г.)
[5] См.: Там же.
[6] См.: Концептуальные вопросы развития высшего образования. Под ред. Косова Б.Б. М., 1991. С. 54.
[7] См.: Кузнецова Т.Ф. Философия, философская культура и гуманитаризация высшего образования // Знание. Понимание. Умение. 2005, № 1. С. 24.
[8] URL: http://www.nkom-nn.ru/?id=65870 (дата обращения 15.01.2012).
[9] По итогам исследования Отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса Омской академии МВД России свыше 70 % выпускников, распределенных в 2011 г. для прохождения службы в подразделения уголовного розыска оцениваются руководителями как хорошо подготовленные к исполнению служебных обязанностей.
Библиографическая ссылка
Малахов А.С. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКА УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ОМСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10-3. – С. 483-4840;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4250 (дата обращения: 11.10.2024).