Данная статья подготовлена и опубликована в рамках ГБ Фундаментальной НИР Мордовского гос. университета им. Н.П. Огарева № 53/4-12 «Финно-угры России: опыт системного анализа».
Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и ментальность из поколения в поколение. Именно поэтому многие столетия преемственность обычаям и традициям своих предков рассматривалась людьми как один из незыблемых устоев жизни. Следование этим обычаям предполагало, в частности, участие в различных ритуальных действах, что позволяло человеку ощущать себя не только индивидуальной личностью, но и членом определенного этнического, социального, возрастного сообщества. Это укрепляло его связь со своим народом и являлось важным фактором сохранения и развития этнического самосознания.
Все это имеет особую актуальность для финно-угорских народов России, в среде которых в условиях дисперсного расселения, активных урбанизационных и интеграционных процессов происходит девальвация их этнического своеобразия и национального самосознания. Все это вызывает неотложную необходимость не только системного фиксирования традиционных слоев обрядовой культуры, но и научного анализа ее роли в торможении данных негативных процессов.
Под термином обряд (а также тождественном ему − ритуал) в отечественной этнологической науке понимается комплекс условно-символических действий, целью и смыслом которых является «выражение... некоей идеи, чувства, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием» [1]. В нашем случае мы будем рассматривать свадебную обрядность финно-угорских народов в контексте так называемой теории перехода. Она была разработана известным французским этнографом и фольклористом А. Ван Геннепом, который считал, что человек в течение своей жизни испытывает ряд физических (например, меняет место жительства), социальных (меняется социальный статус) и моральных изменений (меняется внутреннее состояние – взросление). И именно ритуал призван оформить эти изменения и облегчить переход из одного состояния в другое, в этом смысле ритуализированные действия являют собой обряды перехода или rites de passage [2].
Исходя из такой постановки проблемы, главный смысл свадебной церемонии традиционно состоял, во-первых в смене социального статуса молодой пары, которая переходила из молодежной группы в категорию семейных членов сообщества; во-вторых, что касалось в основном невесты, данный ритуал оформлял ее переход в родственный коллектив мужа. В связи с этим и сам свадебный обряд отличался большой сложностью и разнообразием, включал в себя множество элементов: магических, вербальных, вещественных. Длился он, как правило, довольно продолжительное время, иногда до 1 года, в связи, с чем в научной литературе обычно выделяют три его основных этапа. Предсвадебный, состоящий из актов направленных на совершение свадьбы, фактическое начало развития ритуального действа. Собственно саму свадьбу − кульминацию всего ритуала. Послесвадебный – завершение свадебной церемонии и окончательное оформление нового социального статуса молодоженов.
На предсвадебном этапе закладываются основы успешного проведения всей свадьбы и благополучной совместной жизни будущих супругов. Сообразуясь с теорией обрядов перехода, этот период включает в себя обряды отделения, т.е. прощания невесты со своим родным домом, родственниками, подругами, своей девичьей жизнью. Это проявлялось в обычае исполнения просватанной девушкой разнообразных причитаний, обхода ею вместе с подругами родственников (у карел данный обычай назывался «ходить невестой»). Одним из важных обрядов перехода невесты в новый социальный статус была так называемая «девичья баня». Во время этого ритуала невеста прощалась со своей девичьей жизнью. У мордвы, например она в течение несколько дней перед свадьбой даже жила в бане, где и прощалась с подругами и родными [3].
Заканчивался предсвадебный этап так называемыми обрядами предварительного включения молодых в противоположные родственные группы. Они проявлялись в основном в форме многочисленных взаимопосещений будущих родственников с целью решения различных хозяйственных вопросов, связанных с проведением самой церемонии, кроме того во время них выполнялись различные магические действия, которые должны были обеспечить благополучную жизнь молодоженов.
На свадьбе происходит завершение того, что получило начало на предидущем этапе. Это, во-первых обряды супружеского соединения – церемония официального заключения брака, брачная ночь, ритуалы, направленные на проверку хозяйственных умений молодых. Во-вторых, на этом этапе проводятся действия окончательного включения молодых и прежде всего невесты в новую родственную и социальную среду: обряд похода за водой, смена имени молодой жены, замена ею девичьего головного убора на женский. Так, у большинства эрзянского населения Заволжья молодой надевали женский головной убор («сороку» «шлыган») на второй или третий день свадьбы [4].
Послесвадебный этап содержит в себе закрепление обрядов включения молодоженов в родственные коллективы, а также оформление их нового статуса, когда они, сменив такие внешние атрибуты, как прическу и головной убор, ознакомившись с правилами ведения хозяйства и поведения в новой семье, полноправно могли исполнять обязанности людей, состоящих в браке. Это происходило, как и во время предсвадебного этапа, путем различных посещений молодой пары своих родственников, уже в качестве семейных людей. Практически у всех финно-угорских народов соблюдался обычай, когда невеста после свадьбы некоторое время жила в доме своих родителей. Марийская молодушка для этого одевала свадебный костюм и в первый год после свадьбы, она часто ходила в родной дом для помощи по хозяйству (косить сено, убирать урожай, ткать) [5].
Таким образом, свадебные обряды финно-угорских народов фиксируют такие изменения в жизни человека, как переход его в другую социальную группу, а для одного из членов новой семьи и в другой родственный коллектив. Все это совершается с помощью определенного цикла ритуалов, исполняя которые люди как бы «умирали» в старом состоянии и «возрождались» в новом.
Библиографическая ссылка
Корнишина Г.А. СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ПЕРЕХОДА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 11-1. – С. 16-17;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4289 (дата обращения: 15.11.2024).