Чтобы разработать государственную политику и осуществить меры по легализации теневой экономики и противодействию ее расширения, нужно определенно знать в каких сферах и отраслях, какие виды деятельности осуществляются в теневом режиме. Это требует проведения глубоких исследований и масштабных обследований.
В России последние годы по этой проблеме появились ряд публикаций в научных изданиях и средствах массовой информации. Но, как отмечалось, системные глубокие исследования не проводятся, хотя масштабы и острота проблем теневой экономики в России во много крат выше, чем в развитых странах. Именно отсутствие серьезных научных исследований, масштабных репрезентативных обследований, анализа и обоснованных расчетов приводит к огромному разбросу не только оценок размера теневой экономики, но и отсутствию единой или согласованной позиции по многим вопросам теории, практики и политики в этом секторе экономики в России и ее регионах.
Одним из таких мало изученных, по которому нет единого мнения и вместе с тем принципиальных и актуальных, является вопрос о структуре теневой экономики. Вопрос о том, что относится к теневой экономической деятельности и из чего формируется теневая экономика является исходным фактором ее изучения, раскрытия сущность и выработки отношения государства и общества к этой сфере жизнедеятельности.
Отдельные исследователи совершенно справедливо подчеркивают, что отсутствие четких методологических критериев определения теневой экономики, использование авторами различных противоречащих друг другу (а то и взаимоисключающих) критериев вносит путаницу, затрудняет четкое разграничение понятий и структуризацию теневой экономики. В зависимости от критериев разграничения видов деятельности и классификационных признаков структура теневой экономики существенно различается.
Например, Д. Пескова теневую экономику разделяет по критерию законности на «черный» и «серый» сектора, по признаку статистического учета и контроля – на скрываемую, неучитываемую и фиктивную [5]. По мнению М.Л. Альпидовской структуру теневой экономики можно представить тремя укрупненными блоками: неофициальная, фиктивная и подпольная. [1] С.И. Берешполец выделяет три разновидности теневой экономики: «беловоротничковая», «серая» и «черная». [2] Следует также отметить позицию, по которой в структуру теневой экономики включает неофициальную, фиктивную и черную экономику. [7]
Разброс мнений наглядно виден из представленной в монографии С.С. Сулакшина, С.В. Максимова, И.Р. Ахмедзяновой структуры теневой экономики по предлагаемым ими классификационным признакам (см. таблица). [6]
Структура теневой экономики в зависимости от используемых классификационных признаков
№ п/п |
Классификационный признак |
Сегменты теневой экономики |
1 |
Степень легальности деятельности |
– подпольная экономика – скрытое производство – неофициальная экономика |
2 |
Характер результатов экономической деятельности |
– продуктивная – фиктивная – криминальная |
3 |
Социально-нормативные характеристики поведения субъектов экономики |
– теневая экономика формальных связей – теневая экономика неформальных связей – экономика традиционных связей – экономика криминальных связей |
4 |
Отношение к официальной экономике |
– встроенная или внутренняя экономика – параллельная или вторгающаяся экономика |
В данной таблице, как и во многих других публикациях, при классификации и определении структуры теневой экономики в основном используется два методологических подхода:
1) соблюдение действующих правовых норм;
2) сокрытие экономической деятельности и его результата от статистического учета и налогообложения. Однако при таких общих методологических критериях авторы предлагают далеко неодинаковые дефиниции и структуру теневой экономики.
При всем разнообразии отмеченных точек зрения мнения многих авторов по структуре теневой экономики совпадают. Эта группа исследователей считает, что теневая экономика состоит из трех крупных блоков: [4, 6].
- скрытая – законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур с целью уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей;
- неформальная – законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур или отношений;
- нелегальная – законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная), сознательно укрываемая от государства с целью избежать насильственного ее прекращения правоохранительными органами.
В литературе встречается утверждение, что такая структура теневой экономики соответствует методике, рекомендованной ООН. [3] Однако, по нашему мнению, предлагаемая структура и используемые в теории и практике при характеристике и оценке теневой экономики дефиниции далеко не бесспорны.
Прежде всего представляется необходимым внести ясность, что в структуре теневой экономики не всякая неучитываемая государственной статистикой экономическая деятельность укрывается от налогообложения. Значительная доля теневой экономики составляет законодательно разрешенная экономическая деятельность, результаты которой не подлежат налогообложению, такие, например, как производство в личных подсобных хозяйствах, садовых и дачных участках, домашнее производство для собственного потребления, строительство и ремонт зданий собственными силами, транспортные услуги в своем хозяйстве и т.д. Если учесть, что, например, в Республике Дагестан до 80 % сельхозпродукции производится в личных подсобных хозяйствах, значительная часть продовольствия заготавливается в домашних условиях, на дачах и садовых участках, а большая часть жилых домов, особенно в сельской местности, строится собственными силами, то ясно, что эта составляющая превалирует в блоке неформальной теневой экономики.
Из вышесказанного вытекает два важных вывода:
1) не правомерно, как предлагают многие авторы, ставить вопрос о противодействии теневой экономике, тем более о ее ликвидации;
2) всю теневую экономику отнюдь нельзя оценивать как потенциальную налоговую базу, поскольку значительная доля блока неформальной деятельности не облагается налогом.
Исключительно принципиальным, важным и, на наш взгляд, спорным является вопрос о включении в структуру теневой экономики блока нелегальной (криминальной и иной противоправной) деятельности. В этот блок теневой экономики практически все авторы включают коррупцию, воровство, хищения, грабежи, контрабанда, наркобизнес, мошенничество, вымогательство, рэкет, откаты, рейдерство, сутенерство и проституция и т.д. По нашему мнению, все эти и другие криминальные действия являются преступной деятельностью и вообще не могут относиться к экономической деятельности. Эта сфера деятельности не участвует в общественном производстве, не относится к воспроизводственному процессу и вообще не является экономикой, даже теневой.
Неоспоримым аргументом в подтверждение такого вывода являются:
- во-первых, все эти виды деятельности не созидают общественно-полезный продукт (услуги);
- во-вторых, эти виды деятельности не производят валовой внутренний продукт (вновь созданной стоимости);
- в третьих, в этой сфере деятельности только перераспределяются ВВП и доходы, созданные и однажды учтенные у первоисточника на стадии производства продукта (услуг) и образования доходов.
Криминальная деятельность, следовательно, находится вне экономики и экономической жизни общества, деградирует и разрушает легальную экономику и в конечном счете несовместима с ней. Поэтому, по нашему мнению, реальная теневая экономика состоит из названных выше двух блоков: скрытой и неформальной экономики. Такая оценка и четкое разграничение этих сфер принципиально важно еще и потому, что государственная политика должна быть ориентирована на легализацию теневой экономики и на полную ликвидацию криминальной деятельности.
В связи с вышеизложенным нам представляется совершенно обоснованным, что органы Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) при подсчете ВВП (ВРП) учитывают объемы теневой экономики по указанным двум блокам, а именно:
а) по неформальной теневой экономике:
- не подлежащую государственной регистрации и налогообложению деятельность граждан по производству в домашних хозяйствах населения ими же потребляемых товаров и услуг (например, сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки);
- законную хозяйственную деятельность, которая в целях уклонения от налогов полностью или частично скрывается и др.;
б) по скрытой теневой экономике:
- скрытые от учета и налогообложения доходы в сфере легального предпринимательства;
- финансово-хозяйственная деятельность без государственной регистрации или лицензии, без постановки на учет в налоговых органах (малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, трудовая деятельность мигрантов – нелегалов и др.);
- предоставление социальных услуг за вознаграждение (репетиторство, частная деятельность по предоставлению медицинских, туристических и санаторно-курортных услуг, сдача в наем жилья и др.) и др.
Таким образом, вопросы, связанные с определением сущности теневой экономики, ее структуры и др., нуждаются в глубоком осмыслении, основанном на всесторонних и масштабных исследованиях и мониторинге. Ясно одно – к теневой экономике надо относиться как к объективной реальной действительности, без учета которой невозможно обеспечить устойчивое социально-экономическое и духовное развитие общества, правопорядок и общественно-политическую стабильность.
Библиографическая ссылка
Ахмедуев А.Ш., Абдулаева З.З. К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-1. – С. 59-61;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6073 (дата обращения: 21.11.2024).