В 2006 г. экспедиция Брянского университета провела охранные раскопки группы многослойных поселений у с. Курово на трассе строительства мостового перехода и объездной дороги г. Погар [10]. Поселение Курово 6 с материалами от неолита до Киевской Руси включительно, расположено на правом берегу р.Судость (правый приток Десны) на склоне I и II надпойменных террас. Один из культурно-хронологических горизонтов поселения дал материал рубежа н.э.– периода, все еще недостаточно изученного в Деснинском регионе. Статья посвящена введению в оборот этого комплекса находок, проливающего дополнительный свет на этнокультурные процессы в регионе в период формирования праславянского этноса.
Планиграфия
Поверхность памятника плавно понижалась к реке и подвергалась многолетней распашке. Вскрыто 1216 кв.м. Наибольшая концентрация находок раннего железного века наблюдается в относительно удаленной от реки части поселения. Выделить следы объектов этой эпохи весьма затруднительно, поскольку культурный слой переработан несколькими последующими волнами заселения (III–IV вв., VIII-IX вв., эпохf Киевской Руси и позднеt средневековье). Возможно, что к этому времени относятся несколько столбовых ям (ямы 7 и 8) на древнем берегу, отмечающих опоры для некоего настила или мостков, а также следы открытого очага недалеко от берегового обрыва (ямы 5 и 24). Яма 24 имела сегментовидный профиль и вытянутую вдоль берега овальную форму, размерами 1,6 x 0,6 м. и глубиной от уровня материка 0,3 м. Заполнение – прокаленный оранжевый суглинок с линзами темно-серой супеси и мелкими кусочками древесного угля. Яма 5 с покатыми стенками (1,2 x 0,6 м, глубина от уровня материка 0,15 м) служила рабочей площадкой перед очагом – предочажной ямой. Между ямами располагалась материковая перемычка высотой до 7 см и шириной до 0,2 м у основания.
Материал
Керамический комплекс. Посуда. Груболепная посуда с обильными примесями дресвы и песка в тесте может быть условно разделена на керамику зарубинецкого вида (в основном – округлобокие профилированные горшки (рис.1: 1-2, 6-18)) и менее многочисленную позднюю юхновскую керамику, (сосуды слабопрофилированные, баночной формы (рис.1: 19-21)). Венчик обычно украшен по краю защипами или насечками. Основную массу составляли кухонные горшки, но встречались и крупные тарные, как, например, сосуд из ямы 130 (рис. 1:1). Диаметр венчика достигал 55 см, диаметр максимального расширения тулова – до 57 см, диаметр дна – 14 см. Высота сосуда по графической реконструкции составляла 56-57 см. Низ тулова покрывали грубые расчесы. Внешняя серая поверхность сосуда была некачественно ангобирована светло-серой глиной. В яме 164 был обнаружен еще один сходный венчик меньшего диаметра, аналогично покрытый светло-серым некачественным ангобом, причем не только снаружи, но и внутри (рис. 1: 2). Выявлены фрагменты конических крышек, которые считают для почепской культуры уникальным явлением [6] (рис. 1: 3-5). Значительно меньше доля столовой лощеной керамики. Это фрагменты лощеных и заглаженных мисок (рис. 1: 22-26) так же характерных для почепской культуры (хотя часть фрагментов может относиться и к более позднему периоду III-IV вв.).
Керамический комплекс. Грузила, грузики, пряслица. Керамические грузила (всего найдено 27 фрагментов) изготовлены из бежевой, серой и оранжево-серой глины, что отражает скорее качество и степень обжига (рис. 1: 37, 38). Целых изделий нет, поэтому говорить можно лишь о реконструированной форме, диаметре и размере отверстия. Преобладают цилиндрические и усечено-конические изделия. Диаметр торца 5-8 см, диаметр отверстий – 1,5-2,5 см. На некоторых изделиях имеется орнамент в виде глубоких пальцевидных вдавлений, характерный для материалов типа верхнего слоя городища Полужье [7]. Эти изделия могли использоваться как для рыболовных сетей, так и для натяжения основы в вертикальном ткацком станке.
Грузики для ткацкого станка представлены 5 экз. и делятся на два типа – биконические (4 экз.) (рис. 1: 27, 28, 30, 31) и шаровидные (1 экз) (рис. 1: 30). Все биконические грузики имеют близкие размеры (высота 23-29 мм, максимальный диаметр 22-29 мм, диаметр отверстия около 5 мм). В двух случаях ребро выражено, в двух – слабо или сильно скруглено. Цвет теста разный даже внутри одного изделия – оранжево- и коричнево-серый, темно- и черно-коричневый. Перечисленные типы входят в число наиболее распространенных на милоградских памятниках [4, Табл.28, С.261]. Еще 3 изделия занимают промежуточную по размерам позицию между грузилами и ткацкими грузиками. Первое напоминает грузило по форме, но имеет меньший размер (рис.1: 32). Оно имело вид усеченного конуса с плоским основанием диаметром 35 мм. Диаметр отверстия 6,5 мм. Изделие украшено бессистемным накольчатым орнаментом, нанесенным иглой или тонким шилом квадратного сечения. Последнее свидетельствует скорее в пользу «ткацкого» назначения данного предмета. От второго артефакта сохранился лишь фрагмент верхней части, с предполагаемым диаметром до 40 мм и диаметром верхней части отверстия (конусовидного) 8,5 мм. Третий предмет этого типа сильно фрагментирован.
Плоское дисковидное пряслице из стенки сосуда (рис. 1: 28), диаметром 33 мм, толщиной 8 мм, диаметр отверстия – 6 мм.
Изделия из металла. Мы не можем уверенно выделить железные изделия, связанные с данным культурно-хронологическим горизонтом, хотя, скорее, всего отдельные шилья, стержни и некоторые фрагменты ножей относятся к нему. Однако можно безошибочно привязать к данному периоду изделия из цветного металла.
Бронзовая ворворка (рис.1: 36) имитирует высокий берестяной туес с тремя валиками-обвязками у горла и четырьмя у дна. Нанесены они посредством литья и гравировки. Высота предмета – 38 мм, толщина стенок – до 2 мм. Нииболее близкая территориально ворворка (несколько иной формы и без орнамента) известна из позднеюхновского слоя городища Случевск в 18 км ниже по р. Судость [9, с.87, рис. 16-а.]. Более грубые прорезные «ворворки-колокольчики» были найдены в жилище I в.н.э. с «милоградско-зарубинецким» комплексом [5, с.74-75, рис.31: 17, 18, 19]. Куровская ворворка изготовлена наиболее тщательно и нарядно, а по размерам занимает промежуточное место между случевской (27 мм) и милоградскими (4,2 мм).
Треугольная бронзовая подвеска состоит из образующих этот треугольник трех соединенных двуспиральных S-видных волют (рис.1: 36). Аналогии ей многочисленны, так они имеются на городище Милоград, в уже упомянутом жилище с милоградско-зарубинецким заполнением [5, с.84 рис. 36: 16], на городище Асаревичи милоградской культуры [4, c. 217-219, рис. 66: 16, 19], а также на памятниках юхновской культуры [3, с. 50, рис.1:4].
Сплющенная обоймица из свинцово-оловянного сплава (рис.1: 34) имеет ширину 0,65 см. Она оконтуривала утраченный предмет с поперечником 2,6 см. К лицевой стороне по центру поперек оси прикреплены две смыкающиеся трехвитковые волюты с отверстиями для крепления в центре. Диаметр каждой – 12 мм, общая длина (включая перемычку) – 26 мм. К противоположной стороне обоймицы, почти напротив первой пары волют обращена лицевой стороной вторая, тех же размеров и с отверстием. При развороте обоймица представляла собой прямую полосу длиной до 7 см, к центральной части которой на расстоянии примерно 2 см друг от друга поперечно к ней были прикреплены две пары волют.
Рис. 1. Материалы раннего железного века с поселения Курово 6:
1-21 – груболепная керамическая посуда; 22-26 – лощеная керамическая посуда; 27-33 – ткацкие грузики и пряслица (керамика); 34 – подвеска (бронза); 35 – ворворка (бронза); 36 – обоймица (оловянный сплав); 37, 38 – фрагменты грузил (керамика)
Выводы
Материалы Курово 7 подтверждают гипотезу А.М. Обломского и Р.В. Терпиловского [8], и А.И. Дробушевского [1], что памятники типа верхнего слоя Полужья лишь отчасти синхронны памятникам почепской культуры. Представляется, что имеет место как влияние продвинувшейся в лесную зону со среднего Днепра зарубинецкой культуры [1] на местные позднеюхновские и милоградские традиции (результатом чего стало формирование древностей типа Полужье), так и обратное влияние, которое привело к сложению древностей типа Почеп. Выясняется, что такое взаимовлияние наблюдается даже в пределах одного поселения. Скорее всего, мы наблюдаем проявление не простой культурной диффузии, а симбиоза, совместной жизни представителей местного и пришлого населения на одних поселениях, основой чего могли быть, например, межплеменные браки.
Проблема формирования и эволюции этнокультурной мозаики в Подесенье на рубеже эр в не случайно привлекает интерес археологов. Она нуждается в дальнейшем изучении – как полевом, так и уже собранных материалов раскопок и разведок.
Библиографическая ссылка
Чубур А.А., Гурьянов В.Н., Шинаков Е.А., Титова О.В. МАТЕРИАЛ РУБЕЖА НАШЕЙ ЭРЫ С МНОГОСЛОЙНОГО ПОСЕЛЕНИЯ КУРОВО 6 НА НИЖНЕЙ СУДОСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1. – С. 151-154;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6356 (дата обращения: 23.11.2024).