Научный журнал
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Алексеенко С.Н. 1 Ковальская А.Г. 1
1 ГБОУ ВПО "Кубанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации

В канун 70-летия Великой Победы мы чтим память тех, кто отдал свои жизни за Родину, низко кланяемся ветеранам войны, которые смогли выстоять  победить на фронтах и в тылу, дав последующим поколениям возможность жить, учиться, работать, а стране – остаться не побежденной фашизмом.

Великая отечественная война поставила перед медицинскими вузами совершенно новые задачи – готовить большое число специалистов-медиков для работы в военно-полевых условиях. Осенью 1941г. эта проблема осложнилась тем, что 19 вузов медицинского профиля оказались временно закрытыми, а 9 оставшихся, в том числе и Кубанский медицинский институт, должны были готовить специалистов в условиях военного времени. В первые дни войны в армию было призвано почти 70 тысяч врачей, что составило примерно половину врачебных кадров страны. 3 июня 41-го каждый посчитал себя мобилизованным на борьбу с фашизмом. Наш Кубанский государственный медицинский университет, а тогда Кубанский государственный медицинский институт имени Красной Армии, сразу же включился в общее дело борьбы с врагом.

В 1941 году институт провел большой набор на первый курс. В то же время Наркомздрав объявил о досрочном выпуске студентов 4 и 5 курсов. 3 сентябре в КМИ прошел досрочный выпуск врачей пятого курса – 68 человек, а в середине ноября остальных 367 человек, что вместе с весенним выпуском 1941 года составило 847 врачей. Почти все они были направлены в действующую армию и эвакогоспитали. Многие сотрудники были мобилизованы в качестве начальников эвакогоспиталей в Краснодаре, в том числе М.Н. Кириевский, А.А.Фролов, П.Ф. Атяскин, а ведущими хирургами в них стали В.Д. Бантов, Ф.И. Ашмарин, И.А. Шарковский, А.А. Акимов и многие другие; в районах края эвакогоспитали возглавили В.П. Лицманенко и Г.Я. Макевнин.

Студентов отозвали с производственной практики, отменили каникулы, и с июля приступили к занятиям, которые продолжались по 10 часов. Сотрудники клинических кафедр были закреплены за госпиталями, развернутыми в Краснодаре, где консультировали раненых, работали в призывных комиссиях.

В связи с военной обстановкой 29 ноября 1941 года институт получил предписание эвакуироваться в Ереван. 73 человека из числа профессорско-преподавательского состава, около 700 студентов с небольшим количеством учебного имущества специальным поездом выехали из Краснодара и 5 декабря прибыли в столицу Армении, где 12 декабря уже приступили к работе на базе кафедр Ереванского мединститута, института эпидемиологии и микробиологии, больниц и эвакогоспиталей. Все активно включились в практическую работу местных военно-медицинских учреждений. Через 5 месяцев институт возвратился в Краснодар и с мая 1942 года возобновил работу на прежнем месте. Несмотря на тяготы военного времени, состоялся выпуск 438 врачей, а в конце июля студенты, перешедшие на 4-й курс, ушли на фронт в качестве среднего медицинского персонала.

В конце июля 1942 года обстановка на фронте серьезно осложнилась – фашисты рвались на Северный Кавказ. 1 августа рано утром сотрудники стали получать записки от директора Антона Наумовича Мотненко с предложением немедленно явиться в институт для срочной эвакуации. В 6 часов утра двор института заполнился преподавателями и студентами. Наготове стояло шесть санитарных машин, которые должны были доставить часть эвакуируемых до Белореченска. Из-за нехватки транспорта часть преподавателей и студентов во главе с директором вышла из Краснодара пешком с несколькими подводами, на которые погрузили еще какую-то часть имущества. Тогда же стало понятным, что богатейшую библиотеку института вывезти не удастся, А.Н. Мотненко предложил зав. библиотекой Софье Георгиевне Тер-Оганян остаться хранителем библиотеки.

Так начался очень долгий и очень трудный путь института к месту второй эвакуации в Сибирь. Проведя пять долгих месяцев в теплушках, в неотапливаемых вагонах с семьями и детьми 57 сотрудников и почти 100 студентов, одетых в большинстве своем совсем не по-зимнему, 4 декабря 1942 года прибыли в далекую Тюмень, встретившую их пятидесятиградусным морозом. Тюменские городские власти делали все, чтобы помочь кубанцам: размещали людей для проживания, выделяли помещения для занятий, снабжали дровами, детей дошкольного возраста поместили в детские сады. 21 декабря начались занятия. В работе и учебе шло время. Краснодарские медики активно трудились в местных медучреждениях. Студенты помимо учебы работали на лесозаготовках. Все жили мыслями о Краснодаре, следили за сводками Совинформбюро.

В 1943 году началось освобождение Северного Кавказа. Наконец 12 февраля пришло долгожданное известие – Краснодар освобожден от захватчиков. В далекую Тюмень начали приходить письма от родственников и знакомых о пережитых ужасах оккупации, разрушении города и института. В архивных делах института сохранился уникальный, переданный нам на хранение после войны документ – предписание оккупационных властей бургомистру Краснодара, датированное 4 декабря 1942 года: "...об изъятии из здания по ул. Седина, 4 ценных материалов и документов мединститута вместе со шкафами, в которых они хранятся". Это послужило поводом для разграбления имущества института. Чудо, что среди этого разрушения избежала гибели медицинская фундаментальная библиотека, спасенная с риском для жизни С.Г. Тер-Оганян и ее двумя помощницами – Н.В. Тарановой и Р.В. Сединой, подчас с риском для жизни.

А в далекой Тюмени в августе 1943 года было выпущено 37 врачей, почти все они ушли на фронт военными медиками. Здесь помимо учебного процесса продолжались и занятия научной деятельностью. Даже в суровых условиях Тюмени периодически проходили заседания научно-медицинского общества с интересными докладами и сообщениями. С большим подъемом прошла научная сессия, посвященная 25-летию советской медицины, на которую были приглашены и медицинские работники Тюмени. Примерно в это же время и.о. зав. кафедрой кожно-венерических болезней М.А. Эльфонд выезжал в Омск для защиты кандидатской диссертации.

В сентябре 1943 года Наркомздрав прислал Кубанскому мединституту указание о реэвакуации, и 8 ноября кубанцы вернулись в родной город. Пока ждали прибытия всех сотрудников института, в Краснодаре с апреля 43-го года было организовано отделение для занятий с выпускными курсами. В 1943-1944 учебном году в институте обучалось 1332 студента. Пришлось преодолевать огромные трудности: восстанавливать разрушенное здание вуза, добывать лабораторное оборудование, инструментарий, мебель, наглядные пособия и многое другое. Выпуск 1944 года составил 203 человека, а набор на 1-й курс – 300 человек. Но война еще продолжалась. Профессорско-преподавательский состав института возглавил всю консультативную работу в госпиталях, размещенных в Краснодарском крае, и обеспечил краткосрочную подготовку врачей-хирургов.

Интересна история эвакогоспиталей в Краснодаре. Среди лучших организаторов госпитального дела и ведущих хирургов Краснодарского крайздравотдела были доценты и профессора М.Н. Кириевский, В.К. Красовитов, И.А. Агеенко, В.Д. Бантов, Ф.И. Ашмарин, П.В. Лепяхов, И.Н. Терновский, А.А. Фролов, Н.А. Гуревич и многие другие. Летом 1941 года в Краснодаре был сформирован эвакогоспиталь №1605. Он был укомплектован сотрудниками кафедр и клиник медицинского института. Госпиталь сопровождал войска на Северном Кавказе, участвовал в боях на Голубой линии. Вместе с войсками сотрудники госпиталя освобождали Севастополь, Сталинград, города Польши, Берлин. М.Н. Кириевский после освобождения Краснодара был назначен начальником управления эвакогоспиталей при Краснодарском "райздравотделе и состоял в этой должности до конца войны, а на фронтовых дорогах на посту начальника его заменили А.А. Фролов и Г.Е. Аксенов.

Коллектив кафедры инфекционных болезней во главе с профессором Г.С. Демьяновым, а также коллективы других клинических кафедр занялись работой по лечению и профилактике инфекционных болезней, в первую очередь паразитарных тифов, принявших широкое распространение в крае после изгнания оккупантов, которые при отступлении заражали питьевые колодцы. Научные сотрудники института вели приемы и консультации больных, выезжали в сельские районы для ликвидации вспышек инфекционных болезней. Кафедра акушерства и гинекологии потеряла в это время одного из лучших своих сотрудников – ассистента Екатерину Илларионовну Савичеву-Каспарову, заразившуюся сыпным тифом во время оказания помощи больным.

Всего за годы войны институтом было выпущено почти 1300 врачей. Практически все они вместе с дипломом получали военный билет с предписанием явиться для прохождения военно-медицинской службы, причем, женщины наравне с мужчинами. Особый поклон нашим сотрудницам, перенесшим тяготы эвакуации – А.И. Липовской, С.С. Полушкиной, Н.В. Очаповской, И.Л. Гликиной, О.П. Морозовой, и тем, кто надел военную форму и работал в действующей армии, в эвакогоспиталях. Это – В.П. Авророва, Е.И. Исаенко, Г.М. Толстова, Т.В. Митина, Т.В. Злочевская, Л.Г. Рыбкина и многие другие.

На всех фронтах, во всех родах войск, в партизанских отрядах, в подполье было много военных медиков из кубанского вуза. Геройский подвиг совершил наш студент Федор Лузан, добровольно ушедший на фронт осенью 41-го. Радист стрелкового батальона, он до самого конца тяжелого боя на Карельском фронте держал связь с полком. Когда немцы ворвались в блиндаж, Федор взорвал рацию и вражеских солдат вместе с собой. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза; памятник Федору Лузану стоит во дворе университета.

Другой наш выпускник – врач Р. Лопухин, попав в плен на Украине, организовал в лагере для военнопленных подпольную группу, которая помогала пленным бежать к партизанам. Иван Фориков, выпускник 1939 года, погиб под Ленинградом в 1941 году, оказывая помощь раненым под артиллерийским обстрелом; Джабар Мамедов, выпускник 1938 года, погиб под Москвой в октябре 1941-го – он оперировал и не стал прерывать операцию при налете фашистской авиации. С десантом Цезаря Куникова на Малую землю высаживался выпускник КГМИ Михаил Кирьяков, работавший хирургом в госпитале на Малой земле. Выпускник 1938 года Константин Соколов попал в плен под Киевом, бежал, связался с подпольщиками, по их заданию поступил врачом на вагоноремонтный завод, где выписывал рабочим справки о болезни туберкулезом, помогая затем переправлять их к партизанам. Так партизанские отряды получили с его помощью около двухсот бойцов, а сам Соколов был выдан предателем и повешен.

Тысячи жизней спасли врачи – питомцы и сотрудники нашей Альма Матер в годы войны, заслужив высокие награды Родины. Звания генералов медицинской службы были удостоены Н.Г. Коваленко, М.М. Гиленко, Д.О. Колодкин, З.П. Фирсов и Н.М. Дадалов.

Огромную роль в организации работы института в период войны сыграл ректор института, хирург по специальности Антон Наумович Мотненко, талантливый руководитель, патриот, чуткий и внимательный человек. Под его руководством коллектив Кубанского медицинского института имени Красной Армии оправдал свое почетное имя, стойко выдержал лишения двух эвакуаций, сохранил научно-педагогический состав, отстоял свой статус самостоятельного государственного медицинского вуза и продолжал работать, непрерывно поставляя фронту и тылу столь необходимые кадры врачей.

В 1945 году наш вуз отметил первый большой юбилей – двадцатипятилетие со дня основания. Опыт, накопленный в военные годы, лег в основу научной сессии, посвященной, главным образом, лечебно-профилактической работе по медицинскому обеспечению гражданского населения и войск в условиях войны, методикам, которые применялись при работе в эвакогоспиталях, в том числе, на крупнейшей госпитальной базе города Сочи.

Таким образом, во время Великой Отечественной войны коллектив Кубанского государственного медицинского университета не только продолжал свою учебную деятельность, преодолевая трудности эвакуационных переездов, но и вел широкую лечебную работу, оказывал практическую помощь органам здравоохранения, а также заботился о научном потенциале, определившем перспективы дальнейшего развития вуза.

Бережно храня традиции и память о Великой Отечественной Войне, этот журнал мы посвящаем подвигу советских медиков. Это об их самоотверженном труде писал легендарный маршал Победы Г.К. Жуков, отмечая, что Великую Отечественную Войну: "…СССР выиграл, благодаря раненным, возвращенным в строй". И сегодня мы гордимся тем, что среди военных медиков того времени, были наши сотрудники и выпускники.


Библиографическая ссылка

Алексеенко С.Н., Ковальская А.Г. КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-4. – С. 492-495;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6657 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674