Острая одонтогенная инфекция является одной из актуальных проблем современной хирургической стоматологии. В последние годы отмечается увеличение числа больных острыми одонтогенными воспалительными заболеваниями, нередко наблюдается развитие тяжелых осложнений. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в лечении острых одонтогенных воспалительных заболеваний и их осложнений, летальность продолжает оставаться высокой, что свидетельствует об актуальности разработки новых методов их терапии, что требует разработки новых экспериментальных моделей [8, 9, 10].
Цель работы – создание экспериментальной модели острого периодонтита у крыс.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено в лаборатории кафедры общей и клинической патофизиологии ГБОУ ВПО КубГМУ. Эксперименты проведены на 8 белых нелинейных самцах крыс средней массой – 250 ± 50 гр. Содержание животных и постановка экспериментов проводилась в соответствии с требованиями приказов № 1179 МЗ СССР от 11.10.1983 года и № 267 МЗ РФ от 19.06.2003 года, а также международными правилами «Guide for the Care and Use of Laboratory Animals». Все потенциально болезненные вмешательства сопровождались использованием золетил-ксилазинового наркоза по следующей схеме: золетил 0,3 мг в/м («Virbac» Франция), ксиланит 0,8 мг в/м (ЗАО «НИТА-ФАРМ, Россия, г. Саратов), атропина сульфат 0,1 % раствор – 0,01 мл п/к из расчета на 100 гр. массы тела животного [1, 2, 4]. Наркоз верифицировали по исчезновению реакции на болевые раздражители (укол лапы) и угнетению роговичного рефлекса [5, 6, 7].
Крысы были разделены на 2 группы: группа № 1 – из 6 животных, у которых выполнялось моделирование периодонтита; группа № 2 – из 2 крыс, контрольная, интактные животные.
До начала эксперимента проводили осмотр ротовой полости, взвешивание животных и измерение температуры тела. Вскрытие полости зуба проводилось через вестибулярную поверхность левого центрального резца нижней челюсти при помощи микромотора с прямым наконечником, применялся шаровидный бор. Для последующего раскрытия полости использовался игольчатый алмазный бор. После обнаружения канала проводили экспирацию корневой пульпы пульпоэкстрактором и вскрытие корневого канала. После препарирования зуба отверстие оставляли открытым для инфицирования канала и сенсибилизации организма. Ежедневно проводили осмотр ротовой полости и перкуссию данного зуба.
Эвтаназия в группе № 1 проводилась по 2 животных на 7, 14 и 21 сутки эксперимента, в группе № 2 единовременно. У трупа проводили забор нижней челюсти, которая затем помещалась в 10 % нейтральный забуференный фосфатами формалин. Декальцинация проводилась в течение 5 суток с использованием смеси натрия цитрата и муравьиной кислоты по Evans&Krajian. Проводилась вырезка образцов, а далее проводка через изопропанол-минеральное масло с последующей заливкой в парафин [1, 5, 6]. Парафиновые блоки нарезались на срезы толщиной 10 мкм. с использованием микротома МПС-2 (CCCP), затем проводилось их монтирование на предметные стекла, окрашивание гематоксилин-эозином и по Маллори, заключение под покровное стекло в пихтовый бальзам.
Результаты исследования и их обсуждение
Начиная с четвертых суток эксперимента у животных наблюдались первые симптомы острого периодонтита, в виде гиперемии и отека десны в области задействованного зуба, незначительного выделения из отверстия канала серозно-гнойного экссудата, отмечалась выраженная болевая реакция на перкуссию зуба. На седьмые сутки отмечалось увеличение отека и гиперемия, появлялся обильный гнойный экссудат, начиналось расшатывание зуба, повышалась температура тела животных. На микропрепаратах из группы № 1 полученных на 7 сутки эксперимента выявлялся отек и скопление экссудата в области пульпы зуба. В течение последующих 14 суток происходило распространение гнойного воспаления на здоровые мягкие ткани и слизистую оболочку полости рта. На микропрепаратах 3 материала забранного на 14 сутки после начала эксперимента, отмечается наличие экссудата в пульпе зуба, резкое полнокровие ее сосудов, наличие тканевого детрита. На 21 сутки животные отказывались от еды, происходило развитие острого одонтогенного остеомиелита. В области задействованного зуба отмечался некроз прилежащих тканей и собственных тканей зуба, обильное гнойное содержимое охватывало всю нижнюю челюсть. Перкуссия в области центральных резцов была резко болезненна. На микропрепаратах из группы № 1 полученных на 21 сутки эксперимента отчетливо выявлялись признаки появления тканевого детрита в прилежащей к задействованному зубу кости, а также появлялись скопления новообразованной соединительной ткани.
Выводы
Предложенная нами экспериментальная модель острого верхушечного периодонтита у крыс является легко воспроизводимой, патоморфологически верифицирована, сопровождается развитием осложнения в виде острого одонтогенного остеомиелита.
Библиографическая ссылка
Унаньян К.Г., Новиков Р.С. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОСТРОГО ПЕРИОДОНТИТА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ У КРЫС // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5-1. – С. 72-73;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6765 (дата обращения: 04.12.2024).