Артериальная гипертензия является неинфекционной пандемией среди сердечно-сосудистой патологии, но и постоянно растет в большинстве стран мира [4, 8, 12]. При прогрессировании заболеваний сердца (в том числе ИБС, артериальной гипертензии, кардиомиопатий, врожденных и приобретенных пороков) во многих случаях появляются признаки дисфункции миокарда, постепенно приводящие к манифестации клинических проявлений хронической сердечной недостаточности.
Прогноз при прогрессирующей дисфункции миокарда остается крайне серьезным, независимо от ее этиологии. Однако, своевременная диагностика этих нарушений дает возможность начать проведения адекватных лечебных мероприятий, позволяющих улучшить состояние больных и повлиять на показатели отдаленных исходов [2, 3, 5].
На сегодняшний день стало уже привычным выделять два варианта формирования нарушения функции миокарда – систолическую и диастолическую дисфункцию [1, 9]. В диагностике дисфункции ЛЖ (как систолической, так и диастолической) и организации динамического наблюдения за пациентами традиционно важную роль играют инструментальные методы исследования и, в первую очередь, эхокардиография [3, 4]. Особенно сложно выявить дисфункцию на ранней стадии формирования. В последние годы было продемонстрировано, что тканевая допплерография может оказаться хорошим подспорьем в решении этого вопроса [1, 2, 9, 10, 11], однако перспективы применения этой методики в широкой диагностической практике из-за дороговизны оборудования остается не всегда доступным. В такой ситуации закономерно возникает вопрос, есть ли возможность обнаружить появление миокардиальной дисфункции на ранней стадии с помощью более простых ДэхоКГ подходов? Как известно, нарушение функции миокарда может быть связано с отклонением в фазе расслабления (диастолическая дисфункция), либо сокращения (систолическая дисфункция) [2, 12]. При развитии АГ систолические нарушения функции левого желудочка могут появятся только на поздней стадии заболевания, манифестация же АГ всегда связана с появлением и прогрессированием диастолических расстройств [3, 4, 5]. В связи с этим попытка выявить нарушение функции миокарда левого желудочка у больных на начальной стадии формирования заболевания – это попытка обнаружить минимальные отклонения в релаксации миокарда.
Зарегистрировать диастолическую дисфункцию можно только с помощью более простых ДЭхоКГ подходов как высокоапмлитудных отраженных сигналов движения.
Цель исследования
Оценка ранней дисфункции миокарда у больных с пороговой артериальной гипертензией и артериальной гипертензией I степени, когда традиционные ДэхоКГ показатели еще не меняются.
Материалы и методы исследования
Изучено 24 здоровых лица (средний возраст 42,4 ± 17,4 лет, мужчин 17, женщин 7) и 33 больных с проявлениями АГ 1 ст. (средний возраст 52,3 ± 14,5 лет, мужчин 27, женщин 6). Критерием включения больных в исследование было повышение систолического артериального давления до цифр 140–159 мм рт. ст., а диастолического – до цифр 90–99 мм рт. ст. при многократном измерении в положении сидя по методу Короткова во время нескольких визитов к врачу, а также при мониторировании артериального давления [Клинические рекомендации Европейского общества кардиологов, 2007].
В настоящем исследовании поставлена задача выяснить, могут ли скоростные и временные параметры высокоамплитудных отраженных сигналов движения (ВОСД) помогут выявить раннюю дисфункцию миокарда на той стадии ее развития, когда традиционные ДЭхоКГ показатели еще не меняются. В качестве модели для исследования выбрана артериальная гипертензия на ранней стадии развития (АГ 1 ст.). Уже доказано, что на этой стадии развития заболевания обнаруживаются нарушения микроциркуляции в коронарном русле [8] и диссинхрония в сокращении миокардиальных волокон [11]. Это согласуется с литературными данными о том, что при хроническом формировании заболевания дисфункция миокарда начинается с появления нарушений в фазу диастолы, а не систолы [9, 10].
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе диастолических параметров ВОСД обнаружены достоверные различия у больных и здоровых во всех возрастных подгруппах по скоростным показателям Еа(с), Аа(с), Еа(с)/Аа(с) и временным показателям Еа(в) и Аа(в). Различия по показателю вир и расчетному показателю имп оказались недостоверными. Полученные данные позволили использовать методику ВОСД определить параметры диагностической значимости для Еа(с), Аа(с), Еа(с)/Аа(с), Еа(в) и Аа(в) в разделении здоровых лиц и пациентов АГ 1 степени с уже появившимися минимальными нарушениями диастолической функции ЛЖ. Средние показатели значения составили соответственно 86,2 %, 80,2 %, 94,3 %, 80,3 % и 77,8 %.
Таким образом, установлено, что показатели могут дать полезную информацию о состоянии функции миокарда ЛЖ на самых ранних стадиях развития заболевания. В то же время отчетливо видно, что информативность скоростных показателей в целом выше, чем временных. Полученные данные позволяют утверждать – ВОСД обладают намного большей чувствительностью к выявлению начальных нарушений функции миокарда ЛЖ, по сравнению с традиционными эходопплеровскими параметрами.
Выводы
В заключении, следует отметить, что скоростные показатели ВОСД легко регистрируются с помощью обычной прерывистоволновой допплерографией, в связи с чем методика является доступной для широкой диагностической практики.
Библиографическая ссылка
Баратова М.С., Баратова М.С., Атаева М.А., Атаева М.А. ОЦЕНКА РАННЕЙ ДИСФУНКЦИИ МИОКАРДА У БОЛЬНЫХ С ПОРОГОВОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЙ И АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ I-СТЕПЕНИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-2. – С. 232-233;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7073 (дата обращения: 05.11.2024).