Функциональные заболевания органов пищеварения в настоящее время привлекают к себе пристальное внимание ученых и практических врачей во всем мире. Высокая распространенность функциональных заболеваний органов пищеварения определяет их социальную значимость. Разработаны новые классификационные и диагностические критерии, рекомендации по лечению. Однако остаются нерешенные проблемы, в том числе в лечении: обеспечение стабильной и стойкой ремиссии, удлинение безрецидивного периода, снижение сроков временной нетрудоспособности, выходов на инвалидность, неудовлетворительное качество жизни пациентов. Поиск путей оптимизации тактики ведения в амбулаторных условиях для повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий диктуют, в том числе, запросы практического здравоохранения.
Общепризнана медикаментозная терапия функциональных заболеваний желчного пузыря с применением средств, влияющих на тонус гладкой мускулатуры – антихолинэргических веществ, холеретиков, холекинетиков, спазмолитиков и прокинетиков [1, 3] Однако, такая терапия не влияет на общеадаптацинные системы больного, в частности, на психический статус, вегетативный баланс, суточные хронобиоритмы, не обеспечивает стойкое устранение нарушений сократительной способности, не оказывает значимого влияния на удлинение ремиссий и снижение рецидивирования. В то же время известно, что в регуляции двигательной активности желудочно-кишечного тракта участвуют симпатический и парасимпатической отделы вегетативной нервной системы (ВНС) [2, 4, 6], что у больных с функциональными заболеваниями выявляются аффективные расстройства [8, 9], что состояние регуляторных систем, психовегетативного баланса систем адаптации во многом определяет активность саногенеза, эффективность лечебных мероприятий, частоту рецидивов и прогноз при заболеваниях органов пищеварительной системы [5, 7, 10]. Поэтому поиск новых подходов к лечению больных с функциональными гастроэнтерологическими заболеваниями является актуальной проблемой теоретической медицины и практического здравоохранения [11].
Цель – повышение эффективности лечения больных некоторыми функциональными заболеваниями органов системы пищеварения путем применения дифференцированного подхода к включению новых медицинских технологий в комплекс терапевтических мероприятий.
Материалы и методы исследования
Под нашим наблюдением находилось 62 больных синдромом диспепсии, (38 женщин и 24 мужчин) в возрасте от 20 до 60 лет (средний возраст 42,1 ± 4,2). Контрольную (1-ю) группу составили 38 практически здоровых пациентов. Критериями включения в исследование являлись: возраст – 20 – 65 лет; наличие синдрома диспепсии; отсутствие психических, инфекционных заболеваний и хронической патологии в стадии декомпенсации. Критериями исключения из исследования были: наличие патологии эндокринной системы (нарушение функции щитовидной железы, сахарный диабет, нарушение функции гипофиза и надпочечников), наличие психических расстройств (шизофрения, биполярное расстройство, деменции, нарушения психического развития), наличие черепно-мозговой травмы, нейроинфекции в анамнезе, наличие любой тяжелой неконтролируемой соматической патологии, беременность, кормление грудью, климактерический синдром у женщин, наличие любых нарушений, ограничивающих подвижность пациентов (переломы костей, остеоартроз и т.д.), прием препаратов, влияющих на аппетит и массу тела (гормональные препараты, нейролептики, антидепрессанты и т.д.). Все пациенты были разделены на две рандомизированные группы: 1-я – контрольная (30), получавшая стандартную терапию, 2-я – основная (32), получавшая комплексное лечение, включавшее в том числе дифференцированную полимагнитолазерную терапию.
Всем пациентам проводилось общеклиническое обследование согласно «Стандартам диагностики и лечения», включающее клинические, биохимические и инструментальные методы исследования для верификации диагнозов синдрома диспепсии. Для оценки симптомов тревоги и депрессии использовались тестовые опросники: шкала Гамильтона для определения тревоги (HARS), шкала Гамильтона для определения депрессии (HDRS). Для оценки личностных особенностей применялся – личностный опросник FPI. Для оценки пищевого поведения использовался голландский опросник DQEB [12], для оценки качества жизни – опросник SF-36. Для оценки циркадианных биоритмов вегетативного баланса, артериального давления и электрокардиограммы применялось суточное мониторирование вариабельности сердечного ритма и артериального давления с помощью прибора «Cardio Tens 01» («Meditech», Венгрия) с дальнейшим анализом полученных результатов программой «Мedibase».
Больные 3-й (основной) группы направлялись в Центр здоровья, где помимо стандартного обследования, посещали Школу здорового питания, а также индивидульные и групповые консультации и занятия с психотерапевтом, кроме того получали дифференцированную терапию с применением ииновационных технологий, включавшую дополнительно к стандартной терапии назначение курса магнитолазеропунктуры длиной волны 1,3 мкм в модулированном режиме частотой 2,4 Гц магнитоакупунктурной насадкой 50 мТл с индивидуальным подбором точек воздействия, в том числе в зависимости от состояния вегетативного баланса, а также назначение анксиолитика или антидепрессанта в зависимости от степени тяжести тревожно-депрессивных расстройств в течение от 30 до 60 дней и проведение 10-12 процедур транскутанной магнитолазерной терапии длиной волны 0,89 мкм в различных режимах в зависимости от степени выраженности болевого синдрома.
Исследования проводились в соответствии с принципами «Надлежащей клинической практики» (Good Clinical Practice). Участники исследования были ознакомлены с целями и основными положениями исследования и подписали информированное согласие на участие. Полученные данные обрабатывали статистически с помощью программ «Microsoft Excel» 5.0 и «Statistica» 6.0 for Windows c применением пара- и непараметрических критериев. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05: * – p = 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
После стандартного обследования проводили дополнительно оценку выраженности тревожно-депрессивных расстройств, личностных особенностей, пищевого поведения, суточное мониторирование вариабельности сердечного ритма и артериального давления, и на основании полученных при дополнительном обследовании данных осуществляли выбор варианта комплексного лечения.
Статистическая обработка полученных в ходе исследования данных показала, что результаты суточного мониторирования вариабельности сердечного ритма (ВСР) с последующим косинор-анализом показателей временного анализа у обследованных пациентов с синдромом диспепсии характеризовались смещением акрофазы, снижением амплитуды и мезора большинства временных показателей при сравнении с контрольной группой; у 28 (66,7 %) пациентов с клинически выраженными аффективными расстройствами наблюдалась слабая выраженность ритма, амплитуда отдельных показателей временного анализа сердечного ритма не превышала 12 %. Таким образом, согласно полученным данным, у больных функциональной диспепсией наблюдались рассогласования циркадианных биоритмов временных показателей вариабельности вегетативного баланса. При корреляционном анализе выявлены прямые корреляционные связи между степенью выраженности аффективных расстройств и степенью выраженности рассогласований временных показателей циркадианных биоритмов ВСР (k = 0,61), а также частотой и длительностью обострений (k = 0,72). Отсутствие циркадианной динамики ВСР может свидетельствовать о сниженных возможностях адаптации организма у больных с клинически выраженными аффективными расстройствами. По-видимому, у больных с синдромом диспепсии физиологические механизмы реагирования на стресс мобилизованы и ограничены дополнительные резервы к изменчивости.
Проанализированы данные обследования и лечения, оценки рецидивов и ремиссий в течение года у обследованных пациентов. Результаты лечения больных при стандартной (1-я контрольная группа) и комплексной дифференцированной терапии (2-я основная группа) представлены в таблице.
Оценка результатов динамического наблюдения больных с синдромом диспепсии после курса стандартной терапии выявила отсутствие динамики циркадианного хроноритма вегетативного статуса, что свидетельствует о сниженных возможностях адаптации организма и сохраняющейся мобилизации физиологических механизмов реагирования на стресс.
Согласно полученным данным у больных 2-й группы отмечались: достоверные (p < 0,05) изменения циркадианных хронобиоритмов показателей временного анализа ВСР (по акрофазе, амплитуде, мезору), коррекция аффективных расстройств и ускорение скорости купирования клинических симптомов (на 3,2 ± 0,5 дня). Ретроспективный анализ отдаленных результатов свидетельствовал также о снижении частоты рецидивов. Таким образом, применение комплексной дифференцированной терапии способствует нормализации состояния и циркадианных хронобиоритмов вегетативного баланса, коррекции аффективных расстройств, ускорению купирования клинических симптомов.
Анализ результатов лечения больных при стандартной и комплексной дифференцированной терапии
Показатель |
Контрольная группа (n = 30) |
Основная группа (n = 42) |
Сроки купирования клинических симптомов (день) |
4,6 ± 0,8 |
2,3 ± 0,4 |
Нормализация вегетативного баланса после лечения ( % больных) |
7,4 % |
93,6 % |
Восстановление циркадианного ритма вариабельности сердечного ритма после лечения ( % больных) |
7,4 % |
93,6 % |
Отсутствие аффективных расстройств ( % больных) |
25 % |
100 % |
Заключение
Применение дифференцированного подхода к лечению больных с синдромом диспепсии с включением новых медицинских технологий способствует коррекции аффективной сферы, состояния и циркадианных хронобиоритмов ветативного баланса, ускоряет сроки лечения. Оптимизация тактики ведения больных с синдромом диспепсии в амбулаторных условиях повышает эффективность лечебных мероприятий. Таким образом, полученные в результате проведенного исследования данные могут способствовать оптимизации лечения больных с функциональной патологией желудочно-кишечного тракта.
Библиографическая ссылка
Романова М.М. ОПТИМИЗАЦИЯ ТАКТИКИ ВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ НЕКОТОРЫМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕЧЕНИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-6. – С. 1058-1061;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8082 (дата обращения: 07.09.2024).