На сегодняшний день в мире имеет место актуальная проблема – человеческое бесплодие. Много людей репродуктивного возраста страдают от неспособности к воспроизводству потомства. Ведь каждому, наверно, хочется иметь ребенка рано или поздно, а при усыновлении возникают те или иные проблемы, в том числе нежелание растить чужого ребенка, не каждый может морально себя настроить на это и взять на себя.
Но медицинские технологии набирают обороты и позволяют нам найти решение проблем методами вспомогательных репродуктивных технологий. Большинство вопросов возникает именно с использованием метода суррогатного материнства [1].
Внедрение системы оценки медицинских технологий в здравоохранение позволяет улучшить качество медицинской и профилактической помощи населению [4].
В соответствии с медицинской статистикой 18 % всех супружеских пар в нашей стране не обладают естественной способностью к рождению детей. Суррогатное материнство, как вид вспомогательной репродуктивной технологии, позволяет удовлетворить потребности каждого человека на полноценное потомство [10].
Суррогатное материнство стало возможным после того, как был разработан метод экстракорпорального оплодотворения (далее – ЭКО), или, как говорят в народе, «зачатия в пробирке». Сначала все происходит так же, как при ЭКО: у женщины берут яйцеклетку, оплодотворяют ее «в пробирке» спермой мужа, но эмбрион подсаживают не ей, а другой женщине, которая и вынашивает ребенка для его генетических родителей [6].
До сих пор в России не существует специальных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие между сторонами договора суррогатного материнства. Исключение составляют положения п. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ, которые устанавливают порядок записи родителей ребенка, рожденного с помощью метода искусственного оплодотворения, или давших свое согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания [5].
Только с принятием Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были закреплены понятия «суррогатная мать» и «суррогатное материнство», обозначены признаки, характеризующие суррогатное материнство как один из методов вспомогательных репродуктивных технологий, разрешен вопрос о реализации репродуктивных прав не состоящими в зарегистрированном браке женщиной и мужчиной, а также незамужней женщиной [7].
Но, по-прежнему, несмотря на принятие нового Закона об охране здоровья, далеко не все правовые вопросы, возникающие в данной сфере, урегулированы законодательством и существует острая необходимость в принятии отдельного комплексного закона о вспомогательных репродуктивных технологиях (ВТР).
Анализируя законодательную базу о суррогатном материнстве, можно констатировать, что Семейный кодекс РФ и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в некоторой степени противоречат друг другу.
Кроме того, институт суррогатного материнства в Российской Федерации имеет ряд правовых пробелов, в отношении которых назрела необходимость их законодательного закрепления.
В случае использования метода искусственного оплодотворения между генетическими родителями и женщиной, которая согласилась выносить и родить ребенка, заключается договор в письменной форме. В договоре должен устанавливаться круг, участвующих в его исполнении, а также должны оговариваться необходимые условия, права и обязанности сторон и ответственность их невыполнения [9].
Однако, заключение, исполнение и какие-либо правоотношения, возникающие по данному договору в законодательстве не определены, что вызывает большое количество сложностей и вопросов, связанных с нормативной основой правового регулирования данного договора о суррогатном материнстве, содержания указанного договора и его особенностей, места договора о суррогатном материнстве в системе гражданско-правовых договоров.
Статья 51 СК РФ, в которой супруги могут быть записаны в качестве родителей только с согласия суррогатной матери, позволяет усомниться в юридической силе договора о суррогатном материнстве. Нормы российского законодательства не позволяют участникам договора о суррогатном материнстве считать, что договор будет должным образом исполнен. Бывают случаи, когда суррогатная мать отказывается от передачи ребенка. Но известны случаи, когда супруги не хотят забирать ребенка после рождения. В этом случае суррогатная мать окажется в тяжелом материальном положении, поскольку целью договора было получение материального вознаграждения. А так как правовое регулирование этим ограничивается, то, как же на практике защитить участников договора суррогатного материнства?
Договор суррогатного материнства определяет только финансовые взаимоотношения сторон. В случае если суррогатная мать оставит ребенка себе, то она в лучшем случае будет выплачивать штрафные санкции. Совершенно не регламентируется обратная ситуация, когда генетические родители отказываются от ребенка до или после его рождения. Такие моменты и вовсе не отражены в договоре, а ведь женщина, согласившаяся стать суррогатной матерью, может и не знать подобных нюансов и, следовательно, не может самостоятельно решить данную проблему [2].
В виду наличия законодательного пробела регулирования рассматриваемых отношений, обоснована необходимость принятия специального Федерального закона «О суррогатном материнстве», в котором должен содержаться раздел о правовом регулировании договора о суррогатном материнстве, совокупности прав и обязанностей суррогатной матери и генетических родителей, особенностях договора о суррогатном материнстве, иные условия, вытекающие из существа обязательства.
Изучив действующее законодательство и мнения ученых, можно предложить следующее:
1. Внести в СК РФ изменения, касающиеся договора о суррогатном материнстве. Это будет новый вид специального семейно-правового договора, в котором необходимо четко оговаривать права и обязанности сторон и, что очень важно, ответственность за невыполнение или недобросовестное выполнение сторонами своих обязанностей, а именно: необходимо внести изменения в п. 4 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации, изложив его следующим образом: «Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений, если иное не предусмотрено договором о суррогатном материнстве.
Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине (генетические родители) в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка, если это предусмотрено договором о суррогатном материнстве».
2. Кроме того, необходимо внести изменения в п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и изложить его в следующей редакции: «При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания (генетические родители), одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен письменный договор о суррогатном материнстве, содержащий обязательное условие о записи генетических родителей в книге записей рождений родителями такого ребенка, или документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка» [8].
3. Отказ же супругов-заказчиков от записи их в качестве родителей рожденного по договору суррогатного материнства ребенка должен влечь выплату суррогатной матери компенсации в размере и порядке, установленном договором.
В связи с этим, представляется целесообразным статью 49 СК РФ дополнить пунктом 2 и изложить его в следующей редакции: «В случае отказа лиц, давших свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона суррогатной матери в целях его вынашивания (пункт 4 статьи 51 настоящего Кодекса), принять ребенка после его рождения при наличии согласия суррогатной матери на запись их родителями ребенка, происхождение ребенка от данных лиц (материнств или отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению суррогатной матери».
4. Регламентировать оформление договорных отношений медицинских учреждений с пациентами, которые в данном случае выступают в роли клиентов – потребителей медицинских услуг [3].
5. На законодательном уровне урегулировать вопрос о том, кто может выступать стороной – «заказчиком» в договоре суррогатного материнства: супруги, женщина, одинокий мужчина.
Выводы
Таким образом, законодательство РФ далеко от совершенства в области репродуктивных технологий. Российскому законодателю необходимо закрепить правовое положение детей, родившихся в результате использования суррогатного материнства, и обеспечить защиту прав сторон договора. Ведь согласно ст. 1 СК РФ одним из принципов семейного законодательства является приоритет защиты прав и интересов детей.
В связи с этим видится необходимой разработка, с учетом современных достижений науки и международного опыта, специального комплексного Федерального закона «О суррогатном материнстве», который позволит в некоторой степени устранить пробелы в законодательстве и решить вопросы, касающиеся применения данного способа вспомогательных репродуктивных технологий. При этом основной целью данного закона должно быть достижение той степени проработанности и детализации, которые помогли бы дисциплинировать стороны договора о суррогатном материнстве, полностью защищать ребенка и гарантировать его права.
Библиографическая ссылка
Симонян Р.З., Зеленова И.В. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ МЕТОДОВ РЕПРОДУКЦИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-8. – С. 1543-1545;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8192 (дата обращения: 03.12.2024).