В начале нашей статьи хотим дать определение межличностным отношениям. Межличностные отношения – психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии – антипатии [1, 71].
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Тут можно проследить и понимание целей воспитания, и формулировку его задач, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество[2, 69].
По мнению М.И. Буяновой диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов [2, 72].
Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать нравственно оправданные решения. Однако те родители, которые предпочитают приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, откровенной ненавистью. Если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним ломаются и другие ценные качества ребенка: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса – все это гарантия серьезных проблем в формировании его личности.
Опека в семье – это такие отношения, при которых родители, обеспечивают удовлетворение всех потребностей своего чада, ограждают его от забот, усилий и трудностей, принимая весь удар на себя. Вопросы формирования личности не встают. В центре оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители добровольно лишают детей серьезной подготовки к столкновению с реалиями жизни. Поэтому такие дети оказываются неприспособленными к жизни в социуме [2, с. 75].
Тактика «невмешательства» строится на признании возможности независимого существования взрослых от детей. При этом хорошо осознается, что существуют два мира: взрослые и дети, которым не следует переходить намеченную линию. Часто в основе таких взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Тактика «сотрудничества» предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высокого уровня развития [2, с. 79].
Позиции родителей оказывают большое влияние на поведение ребенка в семье. Отвергаемый и отталкиваемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним. Детям ничего не остается, как бороться за свое положение в семье или пытаться обратить на себя внимание хоть каким-нибудь путем, хоть плохим поведением, которое не одобряется родителями, но помогает ребенку стать центром внимания. Также лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители не замечают его, постоянно заняты своими делами.
В восприятии ребенка как личности выражаются правильные воспитательные позиции родителей, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к потребностям и правам которого относятся с уважением.
С взрослением ребенка меняется позиция ребенка в семье. Чем мало ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.
Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и видоизменяется.
Главную роль в выполнении воспитательной функции по отношению к детям играет супружеская пара – отец и мать. Поэтому говорим о полной и неполной семье. Для эмоциональной устойчивости и психического здоровья ребенка стабильная семья является важным фактором. Распад семьи всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это – важная социальная проблема. Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессии и других симптомов невроза.
Напряженность в отношениях родителей и конфликтные семейные ситуации действуют на ребенка отрицательно. Он теряет чувство безопасности, дом перестает быть для него опорой, исчезает эмоциональная связь с родителями. Нарушение стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. При этом надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка [2, с. 90].
Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.
Родители в жизни каждого человека играют главную роль. Процесс формирования личности ребенка зависит от отношения отца и матери к нему. Нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям, становление характера, мировоззрение воспитываются родителями. И зависит этот процесс от того, как удовлетворялись основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. По мнению А.И. Захарова у детей много потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой только основных:
1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям.
2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.
3. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. От постоянной критики он будет склонен ощущать свою неполноценность [3, с. 53].
Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности. Рассматривая основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.
В психологической литературе даются разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
А.М. Прихожан считает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [4, c. 39].
Р.С. Немов определяет, что «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [5, с. 60].
С.С.Степанов дает следующее определение: «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [6, 138].
Таким образом, психологи понятием «тревожность» обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Выделяют два основных вида тревожности: ситуативная тревожность и личностная тревожность. Ситуативная тревожность порождается конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Это состояние возникает у любого человека в ожидании возможных неприятностей и жизненных осложнений. Оно не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль, выступая своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания [7, с. 126].
Личностная тревожность рассматривается как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают характеризуются состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. В процессе становления характера формируется заниженная самооценка и мрачный пессимизм [7, 127].
У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность. По мнению Е. Савиной, причиной вызывающей детскую тревожность является неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью [6, 107]. Неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви. Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами.
Симбиотические отношения ребенка с матерью тоже могут быть причиной детской тревожности. Она «привязывает» ребенка к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость [2, с. 97].
Если воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно, нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми [2, с. 97].
Одной из причин возникновения тревоги может являться внутренний конфликт, противоречие одного желания другому. Это состояние ребенка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников или одного источника: родители могут противоречить сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. В таких случаях возникает чувство «потери опоры»; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.
Внешний конфликт, конфликт между родителями может лежать в основе внутреннего конфликта ребенка. Однако смешивать внутренний и внешний конфликты нельзя, противоречия в окружающей обстановке ребенка далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Если мать и бабушка ребенка недолюбливают друг друга и воспитывают его по-разному, то совсем не обязательно, чтобы ребенок стал тревожным. Все условия для возникновения тревоги создаются лишь тогда, когда ребенок принимает близко к сердцу обе стороны конфликтующих, когда они становятся частью его эмоциональной жизни.
В душе ребенка конфликтуют не воспитательные системы мамы и бабушки, а его собственное желание не огорчать маму, его же собственное стремление нравиться бабушке. Точно также не распад семьи сам по себе делает ребенка тревожным, а внутренняя несовместимость добрых чувств к обоим родственникам, ставшим друг другу врагами. Почему же сходные внешне конфликты у одних детей проникают в душу, тогда как другие ребята остаются к ним равнодушными? Причин много, но главная – какие отношения для ребенка являются значимыми. Например, если мать является единственной значимой фигурой для ребенка, то самые незначительные трения в их отношениях могут превратиться в душевную трагедию. Не будем бояться тех возможных противоречий, которые могут возникнуть между оберегающей заботой семьи и нормами мужественности, ценимыми в мальчишеских компаниях. Именно многообразие, переплетение значимых отношений позволяет ребенку разрешать противоречия, возникающие в жизни. Если есть множество точек опоры, то конфликт не ведет к тревоге. Избежать конфликтов ни кому не удается; но это не означает, что ребенок обречен на тревогу. Детей, заболевших неврозами лишь оттого, что их испугала внезапно залаявшая собака, или расстроил накричавший учитель, или вывела из себя скандальная ссора в семье, – таких детей фактически не существует. По отношению к таким одноразовым стрессам ребенок гораздо устойчивее, чем думают. Тревога проникает в душу ребенка, лишь тогда, когда конфликт препятствует осуществлению его значимых потребностей. В психологии к значимым потребностям относят: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.); потребность в близости, в привязанности к человеку; потребность в независимости, в самостоятельности, потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей.
Состояние чистой тревоги очень тяжело перенести. Неопределенность источника угрозы делает поиск выхода из положения трудным и сложным. В состоянии тревоги ребенок не может ни защищаться, ни бороться, потому что не знает против чего бороться и защищаться. Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и «под маской».
Перед эмоционально неустойчивым ребенком стоит внутренняя задача обезопасить себя и как можно лучше его укрепить, закрыть со всех сторон себя от воздействий окружающего мира. На начальном этапе формируется чувство страха: ребенок боится оставаться в темноте, или опоздать в школу, или отвечать у доски. Страх – первая производная тревоги. Его преимущество – в том, что у него есть граница, а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ [8, с. 56].
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в школе, вдруг с мамой что-нибудь случится. Такие дети часто характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Они очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Могут заикаться, речь может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера: грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
Таким образом можем сделать заключение: когда родители понимают, что во многом от них зависит формирование нормального психического состояния ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию личности ребенка. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Библиографическая ссылка
Кожамжарова К.О., Кудайбергенова А.Ж., Жаканова Т.А. СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-3. – С. 427-431;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8497 (дата обращения: 17.09.2024).