Алекситимия представляет собой комплекс таких нарушений как: бедность словаря эмоций, трудности в интерпретации сигналов собственного тела, неспособность фантазировать и представлять в символической, вербальной форме собственные переживания. Проблеме алекситимии посвящено достаточно много исследований, проводимых в медицинских учреждениях разного профиля, в первую очередь, онкологического, гастроэнтерологического, сердечно-сосудистого. Эти работы убедительно показывают связь алекситимии как нарушения когнитивно-эмоциональной сферы с различными психосоматическими заболеваниями. Закономерно возникает вопрос о диагностике алекситимии в условно здоровой выборке с целью анализа распространенности данной проблемы в популяции в целом, выявления влияния факторов пола, возраста, уровня образования, что позволит в дальнейшем определить возможность профилактики данного явления, разработать систему оценки эффективности коррекционных и психотерапевтических воздействий.
Имеются зарубежные данные о том, что алекситимия характерна для 1,6% женской выборки и 8,3% - мужской. В обследованной нами с помощью методики «Торонтская алекситимическая шкала» (TAS) российской выборке этот процент выше и у мужчин (2,9%-21,4% в различных выборках; в среднем - 17,0%), и у женщин (7,9%-18,3% в различных выборках; в среднем - 14,4%). Данные получены при опросе 542 женщин и 341 мужчины в возрасте 14-32 лет. Полученные результаты, фактически, показывают, что в среднем 15% лиц подросткового, юношеского и молодого возраста, составляющих условно здоровую выборку, демонстрирующих вполне адаптивное поведение (обучение, общение и т.д.), предрасположены к развитию психосоматических нарушений, т.е. в силу онтогенетически сложившейся дефицитарности эмоционально-личностной сферы являются «мишенью» для таких заболеваний как бронхиальная астма, язвенная болезнь, сахарный диабет, нейродермит, некоторые виды онкологии и других нарушений, развивающихся, помимо влияния объективных условий, также и в результате дезадаптивных, неэффективных паттернов реагирования и поведения.
Наиболее высокие значения алекситимии в обследованной выборке наблюдаются в возрасте 14-15 лет, затем можно отметить ее понижение у студентов вузов от 1-го к 5-му курсу (результаты лонгитюдного исследования 2005-2010гг.) что подтверждает данные о более низких значениях алекситимии у лиц с высоким уровнем образования. Во взрослой выборке (молодые специалисты, состоящие в браке и холостые /незамужние) показатели алекситимии по t-критерию Стьюдента выявлены достоверно более низкие у мужчин, чем у женщин, что противоречит имеющимся данным зарубежных и отечественных исследователей. Эти результаты подтверждают обсуждаемый в социальных науках факт, что современные нормы и стандарты жизнедеятельности, актуальные для обследованной выборки, особенно негативным образом воздействуют на базовые паттерны поведения молодых женщин: стремясь соответствовать образу «сильной женщины», они в первую очередь отказываются от реализации эмоциональных аспектов как в структуре личности, так и во взаимоотношениях. В результате, ценность чувств, переживаний вытесняется, обесценивается, начинает превалировать модель поведения, основанная на рациональности, интеллекте, логике, что выражается в стремлении чрезмерно контролировать собственные эмоции, либо отрицать их наличие, преуменьшать субъективное значение. Следует отметить, что вытесненные, неотреагированные эмоциональные импульсы сохраняют активность в сфере бессознательного и манифестируют себя в виде приступов тоски, тревоги, неадекватных реакций, чрезмерного напряжения, что формирует когнитивную уязвимость по А. Бэку и является прямым путем к истинному депрессивному расстройству у вполне успешных и социально активных людей обоего пола.
Параллельно с методикой TAS выявлялись и другие показатели эмоциональной сферы: словарь эмоций, предрасположенность к тревоге, депрессии, агрессивным реакциям. Анализ корреляций по r-критерию Пирсона выявил значимую отрицательную связь (для уровня 0,99) в обобщенной выборке женщин и едва отличную от нуля в обобщенной выборке мужчин между объемом активного словаря эмоций и уровнем алекситимии. Эти результаты свидетельствуют о половой специфичности взаимосвязи способности усваивать и активно использовать вербальные средства для обозначения своих переживаний. В выборке женщин данная взаимосвязь носит линейный характер. В выборке мужчин взаимосвязь имеет парадоксальный характер: объем активного словаря эмоций может быть высок как у мужчин с выраженной алекситимией, так и с отсутствием таковой.
Анализ взаимосвязей между исследованными показателями и алекситимией по r-критерию Пирсона для уровня значимости 0,95 в различных поло-возрастных группах показал следующее:
1. В выборке учащихся 14-17 лет в группе из 89 девушек алекситимия тесно связана с реактивной и личностной тревожностью, предрасположенностью к депрессии, физической агрессией, раздражительностью и подозрительностью.
2. В выборке учащихся 14-17 лет в группе из 65 юношей алекситимия тесно связана с реактивной и личностной тревожностью.
3. В выборке взрослых людей (в возрасте 22-32 лет) в группе из 44 женщин значимые корреляции обнаружены между показателями алекситимии и склонностью к депрессии, реактивной и личностной тревожностью, выявлена отрицательная связь с вербальной агрессией.
4. В выборке взрослых людей (в возрасте 22-32 лет) в группе из 24 мужчин значимые корреляции обнаружены между показателями алекситимии и чувством вины, реактивной и личностной тревожностью.
Таким образом, алекситимия у обоих полов маркирует склонность к негативным эмоциональным реакциям пассивно-оборонительного характера, что предполагает слабую дифференциацию субъективных эмоциональных проявлений, стереотипность в поведении, преобладание примитивных защитных механизмов (отрицание, вытеснение, проекция), фиксацию на негативных переживаниях, что существенно снижает качество жизни и отношений личности, отрицательно сказывается на психическом и соматическом здоровье.
Выявленные в нашем исследовании взаимосвязи между алекситимией и эмоциональными деструкциями убедительно доказывают, что когнитивно-эмоциональная сфера у лиц женского пола функционирует как единое целое и нарушение некоторых ее составляющих закономерно ведет к дефицитарному функционированию других структурных элементов. В данном случае, неразвитая способность вербализировать собственный эмоциональный опыт в значительной мере обуславливает предрасположенность к тревожно-депрессивным расстройствам и сопутствующим психосоматическим заболеваниям. На основании полученных данных можно заключить, что восстановление, повышение эффективности вербальной репрезентации эмоций - основной путь коррекции эмоциональных нарушений и профилактики психосоматических расстройств у молодых женщин в условно здоровой выборке.
Структурные элементы когнитивно-эмоциональной сферы лиц мужского пола более независимы, что предполагает разработку специализированных технологий проведения коррекционных и профилактических мероприятий.
Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
Библиографическая ссылка
Иванова Е.С. ПРОБЛЕМА ВЕРБАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИЙ КАК ПРЕДИКТОР ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 10. – С. 108-110;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=867 (дата обращения: 11.09.2024).