Развитие ЭД обусловлено значительным перечнем этиологических факторов. Ряд иностранных авторов связывают нарушение половой функции с особенностями социума мужчины (Bodinger L. et al., 2002). Cheng J.Y. и соавт. (2007) выявили зависимость между проявлением депрессивных симптомов у мужчин и развитием ЭД. По свидетельству S.Y. Wong et al. (2009), значительный контингент жителей Гонконга старше 65 лет отмечают отсутствие сексуальной активности, а у остальных респондентов констатирована ЭД различной степени тяжести, что сопровождается клинически выраженными симптомами депрессии и симптомами нижних мочевых путей. К наиболее значимым факторам риска развития ЭД относятся: социальный и семейный статус мужчины, проявления социальной фобии и/или депрессии, особенности психо-сексуальной сферы, нерегулярная сексуальная активность, курение и алкоголизм.
М.И. Коган (2005) и О.Б. Жуков (2008) продемонстрировали четкую взаимосвязь нарушений сердечно-сосудистой деятельности и проявлений ЭД. Контингент мужчин с нарушением эрекции и с сопутствующей артериальной гипер-тензией, составляет 63 %. Употребление гипотензивных препаратов (в особенности тиазидных диуретиков и b-адреноблокаторов) приводит к развитию ЭД в 70,3 % случаев (Коган М.И., 2005).
Недостаточность артериального кровотока наиболее часто встречается у мужчин 60-70 лет. По свидетельству О.Б. Жукова (2008), до 41,6 % таких больных отмечают смешанную, артериовенозную форму заболевания. Риск развития данной патологии и контингент больных, принимающих гипотензивные препараты, с возрастом увеличивается. В свою очередь, эти факторы способствуют снижению упругости и тонуса пенильных артерий. Сопутствующие терапевтические заболевания и особенности конкурирующей терапии должны учитываться при ведении пациентов пожилого и старческого возраста, с жалобами на нарушение эрекции.
Эректильная дисфункция у мужчин пожилого возраста объясняется хронической ишемией пещеристых тел и нарушением питания гладкой мускулатуры полового члена, что приводит к развитию фиброза кавернозной ткани (Montorsi F. et al., 2002). По мнению A.M. Traish et al. (2002), основной причиной половой дисфункции является уменьшение притока крови по пенильной артерии. Эта гипотеза может объяснять патофизиологический механизм развития ЭД у пожилых мужчин с сосудистым фактором риска (Горбунов Н.С. и соавт., 2004). Ишемическая болезнь сердца (ИБС), как проявление распространенного атеросклероза у мужчин, и ЭД развиваются одновременно, поскольку характеризуются сходными этиологическими факторами - курением, дислипопро-теинемией, сахарным диабетом (Kloner R.A., Speakman M., 2002). T.G. Speel et al. (2003) отмечают и обратную зависимость: вероятность возникновения ИБС у мужчин после 50 лет достоверно выше при наличии ЭД. Значит, факт нарушения эрекции может служить маркером сердечно-сосудистых заболеваний, а по степени тяжести ЭД у мужчин можно предполагать о скорости прогрессирования ИБС (Kirby M. et al., 2001; Solomon H. et al., 2003).
В литературе встречаются указания на высокий риск развития ЭД у мужчин с индексом массы тела (ИМТ) свыше 26 (Коган М.И. и соавт., 2005). Ожирение у мужчин сопровождается снижением уровня тестостерона и нарушением пенильной гемодинамики, что представляется важным аргументом в пользу гормонально-васкулогенного механизма ЭД у этих пациентов (В.Ю. Старцев и соавт., 2009). Однако работ, посвященных изучению данного фактора риска у стареющих мужчин, опубликовано мало.
В исследовании Е.М. Khoo et al. (2008) у мужчин в возрасте 50-60 лет выявлена статистически достоверная взаимосвязь между нарушением эрекции, симптомами нижних мочевых путей, депрессией и возрастным андрогенным дефицитом. По мнению указанных авторов, выявление одной из этих патологий должно служить началом проведения профилактических мер по предотвращению развития остальных проявлений.
У пожилых мужчин ЭД нередко служит первым выраженным клиническим проявлением сахарного диабета (СД). По данным С.Ю Ка-линиченко и Г.И. Козлова (2003), при обследовании больных ЭД, более чем в 10 °% случаев впервые выявлен СД 2 типа. По свидетельству этих авторов, частота развития ЭД при инсулинорези-стентности составляет 81,1 %%. Степень нарушения эрекции кореллирует с возрастом больного и с длительностью проявлений СД (Коган М.И., 2005). По данным F.G. Cleveringa et al. (2009), распространенность ЭД при СД 2 типа составляет 41,3 %%. Учитывая многочисленные литературные данные о взаимосвязи между проявлением диабета 2 типа и возникновением ЭД, урологу необходимо уделять повышенное внимание особенностям диагностики СД, а эндокринологу - своевременно и целенаправленно выявлять ЭД у пациентов с инсулинорезистентностью. Вероятно, целесообразно вести речь о разработке алгоритма организационного взаимодействия врачей разных специальностей при выявлении ЭД.
Таким образом, каждому практикующему урологу целесообразно обладать знаниями в области психологии, социологии, эндокринологии и общей терапии, чтобы своевременно выявить и правильно интерпретировать проявления различных факторов риска у пациентов с ЭД. Несмотря на значительный объем исследований, касающихся этиологии этого расстройства, сформировать единую систему представлений о роли процессов старения организма в сочетании с сопутствующими заболеваниями в генезе ЭД не представляется возможным, так как наблюдается явный дефицит сведений о причинах сексуальной дисфункции у мужчин пожилого и, особенно, старческого возраста.
Требуется детальное изучение особенностей формирования ЭД у мужчин пожилого и старческого возраста, с учетом их сопутствующей патологии. Целью дальнейшего исследования послужит внедрение в медицинскую практику междисциплинарных рекомендаций (алгоритма) по диагностике и терапии ЭД у стареющих мужчин, что будет способствовать существенному улучшению качества их жизни.
Библиографическая ссылка
Старцев В.Ю., Голендухин К.Г. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ЭРЕКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ У СТАРЕЮЩИХ МУЖЧИН // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 84-86;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=910 (дата обращения: 21.11.2024).