Научный журнал
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

ОПИСАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИИ НАКЛОНЕНИЯ В ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ

Доскеева Б.Ж. 1 Дарменкулова Р.Н. 1
1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
В казахском языке, как и во всех тюркских языках, сформировались различные мнения по описанию категории наклонения. Известными учеными-тюркологами были даны различные определения для категории наклонения, а также были сформированы противоречивые взгляды. Рассмотрение категории наклонения, не отделяя от модальности, послужило основной причиной появления различных мнений и взглядов. В этой связи, профессором С. Исаевым было доказано, что категория наклонения не может полностью охватывать модальную суть глагола, и были представлены их различия. Отсутствие единого мнения по классификации категории наклонения указывает на то, что категория наклонения в тюркских языках еще недостаточно исследована. До пятидесятых годов в общей тюркологии категория наклонения и неопределенная форма глагола не рассматривались отдельно, а рассматривались как одно целое. Что также повлияло на вхождение неопределенной формы глагола в состав категории наклонения.
общее языкознание
казахский язык
наклонение
различные мнения
модальность
действия
действительность
классификация
1. Аханов К. Тіл біліміне кіріспе. – Алматы: Мектеп, 1965. – 600 б.
2. Байтұрсынов А. Тіл тағылымы. – Алматы: Ана тілі, 1992. – 448 б.
3. Баскаков Н.А. Каракалпакский язык. Фонетика и морфология / Учебник / Баскаков Н.А. – М., Изд. АН СССР, 1952. – 544 с.
4. Баскаков Н.А. О категориях наклонения и времени в тюркских языках. В книге: Структура и история тюркских языков. – М., 1971. – С. 72–80.
5. Виноградов В.В. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1972. – 614 с.
6. Исаев С. Қазіргі қазақ тіліңдегі сөздердің грамматикалық сипаты. – Алматы, 1998. – 304 б.
7. Неталиева Қ. – У тұлғалы қимыл есімі. КазССР ҒА Хабарлары. Филология және өнертану сериясы. № 3. – Алматы: 1960. Б -65-69.
8. Томанов М. Қазақ тілінің тарихи грамматикасы. – Алматы: Мектеп, 1981. – 207 б.
9. Ысқақов А. Қазіргі қазақ тілі. – Алматы: Ана тілі, 1991. – 383 б.

Сложные семантические, грамматические явления глагола называются – категориями наклонения. В двуязычном казахско-русском словаре языкознания представлено следующее определение: «Наклонение – указывает на отношение действия к действительности с точки зрения говорящего. Наклонение это – грамматическая категория определяющая модальность действия, указывающая субъективную связь говорящего на действие».

А в лингвистическом словаре русского языка дается такое определение категории наклонения, как: «Наклонение – грамматическая категория, выражающая отношение действия, названного глаголом, к действительности с точки зрения говорящего».

В общем языкознании, как и в казахском языкознании, учеными представлены различные определения наклонению, и по сей день имеются противоречивые взгляды в классификации их деления. В свое время академик В.В. Виноградов дал следующее определение наклонению: «Категория наклонения отражает точку зрения говорящего на характер связи действия с действующим лицом или предметом. Она выражает оценку реальности связи между действием и его субъектом с точки зрения говорящего лица или волю говорящего к осуществлению или отрицанию этой связи. Таким образом, категория наклонения – это грамматическая категория в системе глагола, определяющая модальность действия, т.е. обозначающая отношение действия к действительности, устанавливаемое говорящим лицом» [5, с. 457]. Его мнение поддерживают многие лингвисты, такие как И.И. Мещанинов, Е.И. Коркина, Н.Е. Агазаде и т.д.

Мнения казахских ученых К. Аханова, М. Томанова не отличаются: «Категория наклонения это грамматическая категория означающая отношение модальности или действия к действительности. Наклонение – это модальность, представляющая определенной формой слова» [1, с. 335]. «Наклонением, как правило, называют форму, дающую модальное значение разных глаголов» [8, с. 101].

Профессор А. Ыскаков поддерживает определение В.В. Виноградова, рассматривает наклонение и модальность как одно целое [9, с. 311-312].

А. Ыскаков делит наклонение на реальные и нереальные. «Мнение, высказанное через модальную категорию к истине должно быть или реальным или нереальным. В зависимости от таких особенностей, как отношения действия к действительности. Наклонение глаголов отбираются и делятся на две отрасли: основная и вспомогательная (нереальная)» [9, c. 312-315].

В этой связи проф. С. Исаев отметил, что: «Категория наклонения не может полностью охватить модальное значение глагола. Кроме того существует модальность предложения. Хоть оно и связано с категорией наклонения, оно не может вмещаться в рамки категории наклонения глагола. Например: ...білгішсіну, жүріңкіреу, келгіштеу или барған сияқты, айтуға тиісті, айтуым керек ... эти слова, словосочетания, без сомнения дают разное модальное значение, но они не входят в категорию наклонения, во-первых, окончания формирующие модальное значение, окрас, не имеют свойства категории, они не могут прибавляться ко всем глаголам или к определенной грамматической группе, во-вторых, многие из них имеют свойства словообразования или имеют лексико-грамматический характер, они соответствуют грамматическим характеристикам корня глагола, в-третьих, сочетание основного глагола и модального слова во вспомогательном значении не являются чисто грамматической категорией, они должны рассматриваться как лексико-грамматические явления» [6, с. 193].

Однако есть общее в этих взглядах. Наклонение является основным способом выражения модальности, т.е. отношение действия к действительности, выражает различные отношения говорящего или автора к содержанию высказывания. Модальность – грамматическая категория, обозначающая отношение содержания речи к действительности.

В тюркских языках, как и в казахском языке, сформировались разные мнения в разделении наклонения по смыслу и форме.

В 1860 году И.И. Ильминский в своей работе «Материалы к изучению киргизского наречия» впервые упомянул о том, что в казахском языке есть четыре наклонения: изъявительное наклонение, повелительное наклонение, условное наклонение и желательное наклонение, в 1894 году П.И.Мелиоранский в своей работе «Краткая грамматика казах-киргизского языка» разделил категории наклонения на следующие пять видов: повелительное наклонение, желательное наклонение, условное наклонение, изъявительное наклонение и неопределенное наклонение.

В 1897 году в работе В.В. Катаринского, которую выпустило общество миссионеров, указывается восемь видов категории наклонения: повелительное наклонение, изъявительное наклонение, желательное наклонение, неопределенное наклонение, условное наклонение, сослагательное наклонение, сомнительное наклонение и отрицательное наклонение.

Основатель казахского языкознания А. Байтурсынов в своей работе «Тіл – құрал» указал пятнадцать видов наклонения глагола [2, c. 234].

В других тюркских языках также сформировались различные мнения. Численность достигает от трех до двенадцати.

Н.П. Дыренкова указала четыре вида категории наклонения в хакасском, ойротском и шорском языках, Е.И. Коркина же разделила наклонение в якутском языке на десять видов. Н.К. Дмитриев указал пять видов наклонения в башкуртском языке: изъявительное, повелительное, условное, желательное и неопределенное; А.А. Юлдашев указал шесть видов: изъявительное, повелительное, условное, желательное, сомнительное и долженствовательное.

Известный тюрколог Н.А. Баскаков об этой непоследовательности указал следующее: «Категории наклонения и времени тюркского языка еще всесторонне не исследованы». Тюркские языки, по его мнению, написаны по примеру русского, латинского и других языков [4, c. 72].

В тюркских языках одна категория имеет разные названия. Это также связано с тем, что грамматические формы всецело не исследованы. Например: ученые казахского языкознания считают, что аффиксы -ғалы, -гелі, -қалы, -келі являются разновидностью деепричастия, ученые уйгурского языка относят их к наклонению, в частности желательному.

Казахское языкознание 30-40 годов считает, что категория наклонения казахского языка делится на пять видов, включая неопределенное наклонение. Профессор Н.Т. Сауранбаев в 1939 году в своей статье «Глагол» к категории наклонения относит изъявительное, повелительное, желательное, условное наклонения. Но в последующих работах к этим наклонениям он добавил неопределенное наклонение. «Неопределенная форма глагола, в казахском языке означает действие или состояние без указания лица и времени, как имя существительное эта форма принимает аффикс принадлежности и множественности, а также склоняется, они могут быть в предложении подлежащим, определением и дополнением».

Академик В.В. Виноградов сказал о неопределенном глаголе: «Инфинитив в русском языке не может обозначать ни время, ни число, самое главное не может выражать время. А категория времён тесно связана с категорией наклонения». Также он пишет, что «С конца XIX века в русской грамматике инфинитив вышел из состава наклонения» [5, с. 459].

Если в русском языке, неопределенная форма глагола – инфинитив не считается видом наклонения, то в казахском языке неопределенная форма глагола считалась видом категорий наклонения.

Как ранее уже было указано, что категория наклонения всегда связана с категорией времени. Говоря об инфинитиве, мы не можем указать про такую связь. По смыслу означает название действия, но не связан ни со временем, ни с лицом. Инфинитив не может спрягаться, но может склоняться, принимать аффиксы притяжательной формы и к нему может добавляться окончание множественного числа.

В 1960 году в работе К. Неталиевой «-У тұлғалы қимыл есімі» было обращено внимание и указанно что: «в учебниках казахского языка и в научных трудах -у тұлғалы қимыл есімі (неопределенная форма глагола) до этого момента классифицировалась как наклонение. -У тұлғалы қимыл есімі несмотря на то, что входит в категорию наклонения, не может означать личные, временные, условные признаки, как изъявительное, повелительное, условное или желательное наклонения. Поэтому -у тұлғалы қимыл есімі необходимо рассматривать не в категории наклонения, а как отдельную форму глагола, как причастие или деепричастие» [7, с. 65-69].

На основании данной работы неопределенная форма глагола в казахском языке стала рассматриваться как отдельная форма глагола.

В категорию наклонения вошли 4 наклонения – повелительное, изъявительное, желательное и условное наклонения.

Классификация категорий наклонения П.М. Мелиоранского и других ученых повлияло на вхождение в казахском языке неопределенной формы глагола в состав категории наклонения. До пятидесятых годов в общей тюркологии категория наклонения и неопределенная форма глагола не рассматривались отдельно, а рассматривались как одно целое. Что также повлияло на вхождение неопределенной формы глагола в состав категории наклонения.

Вместе с тем К. Ищанов, который изучал категории наклонения, к четырем основным наклонениям добавил наклонения долженствования и намерения, а профессор Ы. Маманов в 1966 году в своем учебнике «Современный казахский язык» к названным наклонениям добавил еще два – наклонения условности и сожаления.

Профессор С. Исаев объясняет это следующим образом: «наклонение условности это один из видов изъявительного наклонения, а наклонение сожаления один из видов желательного наклонения в значении намерения, желания» [6, с. 169].

В зависимости от возможности исполнения и осуществления действия в современном казахском языке наклонения глагола имеют четыре вида: изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонения.


Библиографическая ссылка

Доскеева Б.Ж., Дарменкулова Р.Н. ОПИСАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИИ НАКЛОНЕНИЯ В ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-3. – С. 524-526;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9292 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674