В объективе нашего внимания экспертный метод дифференцированного подхода к диагностике научных достижений творческих кафедр с позиции интерполяции и экстраполяции, суммарно позиционирующих научный рейтинг учебного заведения.
Формула информационной эстетики (достоверности) результатов научных достижений отражает интегральный комплекс внутренних и внешних показателей. В этом направлении можно рассматривать взаимодействие между индивидуальной мотивацией студентов и педагогов к научной деятельности и степенью развитой социальной рефлексии, ощущением своего участия в государственной стратегии научно-технологического развития.
Научный рейтинг учебного заведения поддерживается при управляемой иерархической зависимости между показателями внешнего и внутреннего взаимодействия ключевых факторов. Целеполагание эффективного управления научным рейтингом включает цель, задачи процессного метода управления долгосрочным проектом. Особенность образовательного процессного метода в том, что он заранее обусловлен системой мониторинга на основе семестровых показателей.
Комплекс показателей должен быть представлен интеграцией образовательных компонентов взаимозависимости интерполяции, адаптированной к потребностям учебного заведения и визуальных, демонстрационных данных экстраполяции, отражающей социально-профессиональную рефлексию по отношению к общегосударственным стратегиям развития.
Конкретизация «формулы научного успеха» создает новые понятия, определяющие ведущую роль научной экспертизы в оценке учебных проектов. Так, концепт интерполяции представлен внутренним сравнением тематик работ с потребностью информационной эстетики образовательного сервиса не только учебной кафедры, факультета, но и вуза в целом. Так, Ю.Б.Борев отмечает, что обогащение категориального аппарата эстетики происходит: путем фиксации результатов теоретического описания художественных явлений и процессов; путем перенесения в эстетику терминов из других областей культуры. Например, из киноведения внедряются в эстетику монтаж, общий, средний и крупный план; из музыковедения – интонация, ритм, мелодия, полифония; из живописи – цвет, колорит, коллаж; путем взаимодействия и синтеза традиционных категорий (например, трагикомическое); путем обогащения эстетики теоретическим видением художественных явлений разными народами; путем корректного использования категориального аппарата новых научных дисциплин (структурализма, семиотики, теории массовой коммуникации, рецептивной эстетики, науковедения, аксиологии, герменевтики). Считаем необходимым добавить, что Ю.Б.Борев отметил востребованность информационной эстетики, отражающей достоверность предлагаемых материалов. Расширение категориального аппарата эстетики позволяет более полно и более адекватно постичь искусство во всей его сложности и многообразии, помогает более точно и гибко сформулировать законы эстетического и художественного освоения мира [3].
Концепт экстраполяции представлен отражением в тематике научных работ (статей, монографий аспирантов и педагогов) социально-профессиональной рефлексии на внешние доминантные магистрали государственной стратегии в области науки, образования, научно-технологического развития страны. Усовершенствование образовательного сервиса на этапе выполнения дипломного проекта предполагает усиление внимания к показателям экстраполяции, а именно: практической целесообразности технического задания выпускной квалификационной работы.
Сегодня можно отметить ряд негативных тенденций, которые снижают научный и технологический показатель выпускных работ высшей школы. Прежде всего, необходимо помнить, что многие студенты магистратуры работают, поэтому вносят в дидактически выверенную систему подготовки дипломного проекта уже готовые клише. Творческая кафедра всегда готова принять инновационные методы создания графического, печатного произведения, но при условии их пояснения, формулировки акцентных новаторских приемов еще на предзащите. Тенденцию переноса рабочих клише, не всегда адекватных цели и тематике технического задания, мы называем «эффектом камуфляжа продуктивного этапа». Иными словами, происходит подмена, формулируется ложная информационная демонстрация вторичного продукта, уже имеющего свой определенный статус в профессиональном поле дизайнерской деятельности. Вышеназванная негативная тенденция формирует ложный пафосный текст о теоретической и практической новизне представленной на защиту выпускной квалификационной работы, так как не каждый выпускник магистратуры соглашается выдвигать законченную выпускную квалификационную работу на патентование.
На современном этапе модернизации учебно-методического сервиса в учебном заведении востребована модель научно-технологического фильтра. Сегодня уже не обсуждается вопрос с педагогическим коллективом, создавать или не создавать научно-творческую лабораторию. Экспертная лаборатория должна быть на каждой выпускающей кафедре, где можно коррелировать процесс, консультировать как студентов магистратуры, так и педагогов, руководителей дипломных проектов, проводить научные и интерактивные семинары с целью повышения показателей результативности выпускных квалификационных работ. Например, для студентов магистратуры, владеющих пакетом мультимедийных технологий, техническое задание должно включать максимум ориентиров, определяющих эстетический и научно-технологический показатель будущего демонстрационного проекта.
Ориентир № 1. Важнейшим фактором успешности мы выделяем критерий оригинальности текста. Опыт проверки дипломных работ по системе «антиплагиат» показывает неудовлетворительный результат работ, где автор-студент насыщает текст выдержками из Интернет-ресурсов, не указывая авторов статей, забывая про ссылки. В результате выпускная квалификационная работа не удовлетворяет полностью членов аттестационной комиссии.
Ориентир № 2. Введение выпускной квалификационной работы многими студентами не рассматривается как предварительно разработанная формула самостоятельного исследования, дифференцированного по тематике параграфов. Научный инструментарий выполняет важную навигационную функцию: он помогает выделить рельефность результатов поискового маршрута. Отметим существующие негативы: контрольный срез содержательной части введения в процессе экспертной проверки показывает, что параграфы первой главы не отражают искромётную суть исследования, а демонстрируют «увлечённость» студента историографией вопроса, что приводит к заимствованию материалов из интернета. Такой метод формирования содержательной части параграфов первой главы является фальш-стартом для прикладной педагогики и практики выполнения дипломных проектов.
Ориентир № 3. Формула введения должна аккумулировать важнейшие показатели результативности исследовательского маршрута автора выпускной квалификационной работы:
- актуальность темы исследования;
- методы исследования и методы организации, структурирования нового знания, графического комплекса или формообразования объекта, в зависимости от поставленной задачи в техническом задании заказчика;
- гипотезу, как шифр авторской идеи, отраженной в практическом действии;
- задачи, которые должны соответствовать по количеству и смысловым контекстам параграфам первой и второй главы.
В идеале, каждая задача практической части гипотезы должна быть реализована в авторском проектном предложении. В реальности члены государственной аттестационной комиссии часто вынуждены уточнять у студента на защите, где можно увидеть показатели, заложенные в формулировке названий параграфов второй главы, так как в задачах они не указаны.
Барьером для оперативной интерполяции и экстраполяции учебно-профессиональных и научно-технологических нормативов является отсутствие мониторинга с информационным инструментарием деятельности. Например, можно внедрить нормативом выполнение коллективного технического задания по теме «Научно-технологический журнал выпускной группы магистров». Цель и назначение журнала: вспомогательный учебно-методический, экспертный и контрольный информационный экран для усиления внимания к успешности студентов, к их достижениям в области изучения исследовательского маршрута. В содержательной части научно-технологического журнала рекомендуется рассматривать фрагменты проекта, интервьюировать авторов.
Несомненно, что дизайн, формирующий новый визуальный конструктивный, графический и смысловой процесс коммуникации, как в технической, так и в гуманитарной, художественной сфере опирается на научный инструментарий исследований. Однако ряд проблематичных вопросов требует уточнения. Выбирая вуз для получения диплома о профессиональной подготовленности к самореализации в реалиях современной жизни, студент должен быть уверен, что он не окажется на обочине стратегических свершений в стране. Педагог должен быть уверен, что он непосредственно участвует в подготовке необходимых для страны специалистов. В.О. Пигулевский отмечает, что «целостное понимание дизайна как проектной культуры предполагает внимание не только к производственной, но и к потребительской, и коммуникативной характеристике дизайна. Дизайн занимает центральное место в практической эстетике, он строится на обновляющихся технологиях и подчинён эргономическим требованиям» [7, с.6].
Вместе с тем «сущность дизайна сводится не только к проектированию формы серийной продукции. Это специфически организованная культурная деятельность. Это двойственная структура деятельности: есть дизайнеры, работающие в фирме и отстаивающие её корпоративные интересы, и есть независимые консалтинговые бюро и дизайн-центры, способные со стороны оценить позиционирование на рынке фирмы заказчика и разработать для неё рекомендации» [7, с.10]. Мы согласны с автором монографической работы В.О. Пигулевским, что «дизайн вписан в полный цикл социокультурной деятельности индустриального общества» [7, с.11].
ВОПРОС № 1: нужна ли корреляция подготовки выпускников с дипломом дизайнера? Реально ли планировать в программах научной деятельности конвенциональность между учебным заведением и конкретным сектором индустрии?
Сегодня студент-первокурсник приходит в вуз с базой школьных знаний по информатике. Педагоги стараются увлечь студентов «новыми вершинами» в освоении компьютерных программ. Педагоги переключают внимание студентов на скетчи, где надо нарисовать нечто сюжетно-развлекательное и снабдить надписями, на «квесты», где надо быть соучастником по преодолению преград в облике супергероя, среди фантасмагории действий и агрессивных инопланетных существ. От «квестов» студенты переходят на разработку «интерактивной игры», где подразумевается, что будет супергероем сам пользователь, участник сражений с некими земными и космическими существами-воинами. Можно констатировать, что старания педагогов не пропали даром: интерактивная игра стала популярным показателем подготовленности выпускника-бакалавра.
На наш взгляд, наблюдается определенное расхождение в акцентах преподавания компьютерных дисциплин. В технической области владение набором терминов виртуальной индустрии не вызывает сомнений. Однако в творческих вузах ситуация требует конкретизации многих позиций. Здравый смысл подсказывает, что культура информационной индустрии не означает полной замены русскоязычного понятийного аппарата, так как самым непосредственным образом действие связано с мыслительным процессом, с рождением концептов и формулировок. Всеобщее внимание на федеральном уровне к новому формату агрегатирования ресурсов формирует индифферентное отношение специалистов высшей школы к происходящему информационному «зарастанию» русскоязычного пространства в структуре образовательного сервиса творческих вузов.
ВОПРОС 2: нужны ли сегодня маркеры культурного наследия страны дизайнерам, виртуозно владеющим мастерством информационной культуры, не признающей дивергентно-семиотических границ художественных и графических достижений народов России?
Нам близка позиция ученых, поисковая деятельность которых направлена на ликвидацию барьеров между художественным и техническим потенциалом современного общества. В монографии доктор философских наук М.Н.Афасижев отмечает: «В начале третьего тысячелетия «для многих искусствоведов не только настоящее, но и будущее искусства представляется тесно связанным с развитием науки и технологий» [1, с.13]. И далее: «Ибо современная технология, окружающая нас, подобно ландшафту у древних, предлагает художнику свои безграничные возможности нового формотворчества и многие принимают их, заявляя, что традиционная живопись в современных условиях невозможна ни по содержанию, ни по методам творчества» [1, с.14]. Как видим, формируется новое поле для исследований, востребованных в современном обществе, для появления новых формул, отражающих историко-культурную и научно-технологическую динамику. В качестве примера назовем работу Е.Н. Сапожниковой, предназначенную для студентов, организаторов туристских маршрутов. Нормативом профессиональной подготовки является изучение культовых комплексов, традиций бытовой культуры, народного творчества, современного искусства всех континентов [8, с. 89–130]. Но визуализация коммуникативного контента на сайте, в рекламных каталогах, буклетах, путеводителях отдана в руки дизайнеров, что подтверждает необходимость изучения маркеров культурного наследия как особой категории информационной эстетики в магистратуре «дизайн мультимедиа».
Практика работы с дизайнерами по разработке мультимедийного продукта показывает, что погружение в виртуальные ситуации игровых сценариев превращает в туманность «материнскую плату» культурного наследия, из памяти студентов ускользает понимание информационной эстетики (достоверности) реальной окружающей среды. Подготовка сценарного плана и сюжетных блоков требует знания уникальных характеристик объекта/явления/функционального действия, чтобы привлечь внимание потребителя. Многие веб-дизайнеры, программисты могут виртуозно использовать ресурс «клипмейкинга», но не знают культурных маркеров своей страны, так как в техническом образовании данному фактору знаний не уделяется внимание.
В монографии Е.Н. Гринь с юридической точки зрения рассматриваются авторские права на мультимедийный продукт. «Значительное место отводится концептуальному подходу к анализу механизмов создания мультимедийного продукта, как сложного объекта авторских прав, реализация которого в современных условиях означает применение интеграционного, предполагающего использование данных других наук метода, с помощью которого достигаются устранение фрагментарности и обеспечение системного исследования заявленной темы» [4, с. 3–4]. Аксиоматично, что мультимедийный продукт заслуживает коммерческого признания. Однако раскрыть суть локализации тематического авторского продукта может только эксперт, владеющий спецификой разработки международного проекта по воссозданию национального культурного ландшафта местности [9].
На наш взгляд, необходимо внедрить специальный вектор обучения в магистратуре творческого вуза, нацеленный на формирование специальной компетенции дизайнеров, владеющих, в отличие от технических вузов, преимуществом научного, индустриально-секторального и жанрового интегрального знания. Представляемая студентами информационная эстетика (достоверность) ресурса в мультимедийных заданиях должна проходить экспертизу, чтобы не возникло нарушений международного авторского права. Укрепление позиций научно-технологического подхода в профессиональной подготовке дизайнеров повысит рейтинг выпускающей творческой кафедры.
Наше мнение: наряду с постижением мировых тенденций компьютерного сервиса необходимо студентам предложить участие в экспериментальных лабораториях, где создавать мультимедийных героев можно на основе изучения устного народного творчества, мифологии, легенд. Волхвы и чародеи русскоязычной мифологии, дервиши мусульманских восточных сказаний, антропоморфные духи-невидимки и хранительницы сокровищ евразийских легенд и сказок должны получить прерогативу творческого внимания дизайнеров мультимедийных сценариев по сравнению с существующим ажиотажем к сценариям-фэнтези с англоязычными супергероями. Задача педагогов творческих вузов состоит в том, чтобы помочь современной молодёжи «увидеть» в пространстве народной художественной культуры локальные феномены художественного творчества народов России [2; 6]. Для графического дизайнера необходимо знание о разнообразии семиотических (графических, орнаментальных) маркеров, составляющих культурные ландшафты России.
Резюме. Сегодня востребована конкретная формула действия с научным результатом самостоятельного исследования студента под руководством научного руководителя, позиционирующего специфику конкретной научной школы. Российский интеграл информационной агрегации ресурсов необходимо формировать как многолинейный сбалансированный маршрут исследований. Представленный в статье экспертный метод дифференцированного подхода к диагностике научных достижений творческих кафедр с позиции интерполяции и экстраполяции, суммарно позиционирующих научный рейтинг учебного заведения, выявляет новые горизонты научно-творческих поисков и достижений.
Библиографическая ссылка
Фазылзянова Г.И., Ткалич С.К. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРПОЛЯЦИИ И ЭКСТРАПОЛЯЦИИ НА РЕЙТИНГ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ МАГИСТРАТУРЫ «ДИЗАЙН МУЛЬТИМЕДИА» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-1. – С. 85-89;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9933 (дата обращения: 23.11.2024).