В настоящее время в российском специальном образовании сосуществуют две формы специального образования: дифференцированная и интегрированная (инклюзивная). Наиболее распространенной системой специального образования является дифференцированное обучение и воспитание. Эта система наиболее адекватна исторически сложившемуся в нашем обществе стереотипу отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Традиционно считается, что дети с проблемами в развитии должны обучаться отдельно от нормально развивающихся детей и подростков, в специализированных коррекционных учреждениях, даже дети с таким обратимым вариантом дизонтогенеза как задержка психического развития [1], [5], [8], [9]. И конечно, наша отечественная дефектология имеет очень богатый арсенал научных и прикладных разработок по сопровождению специального (коррекционного) образовательного процесса.
Однако идея интеграции в общество человека с нарушениями развития приобретает все более острое звучание. Эта тенденция объясняется, с одной стороны, возрастающей либерализацией и гуманизацией современного образования, в том числе и специального. А с другой – ориентацией на западные стандарты специального образования, в которых идеи основоположников дефектологии о единстве закономерностей нормального и аномального развития и необходимости социальной компенсации дефекта за счет совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей давно получили конкретное практическое воплощение в жизни.
В современном российском образовании взят четкий курс на развитие инклюзивной модели образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и реформирование системы подготовки кадров для развития этой модели образования. Нововведения закреплены в ряде документов: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на период до 2020 г. (20.12.2012 № 2433-р), Профессионального стандарта педагога, ФГОС ВО по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и др. Появляются конкретные инновационные разработки по подготовке кадров для инклюзивных форм обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [2], [3], [7].
В России интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду нормально развивающихся детей готова принять массовый характер. Однако этот процесс не должен носить чисто механистический характер. Специалистам-дефектологам необходимо просчитывать риски этого процесса, чтобы минимизировать негативные последствия такого реформирования, в первую очередь, для психофизического развития детей.
Хочется подчеркнуть важность ориентации на личностные параметры психического развития детей, особенно детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, на пристальное внимание к благополучию их личностного становления. Через призму личностных особенностей преломляются все педагогические воздействия на ребенка. Благополучное личностное становление способствует оптимальному обучению и благополучной социализации детей, и наоборот: личностное неблагополучие тормозит и препятствует полноценному развитию. Такая личностная ориентация предполагает, прежде всего, мониторинг развития личностных особенностей и внимание, направленное на них, при построении коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками с нарушениями развития.
В нашей стране уже не один десяток лет существует модель интегрированного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в частности, специальные (коррекционные) классы общеобразовательных школ, в которых получают образование дети и подростки с нарушениями развития, часть которых имеют диагноз – задержка психического развития.
Наши сравнительные психологические исследования личностных особенностей подростков с задержкой психического развития (самосознания, личностной тревожности, взаимоотношения с педагогами…), обучающихся в специальных (коррекционных) школах VII вида и в коррекционных классах общеобразовательных школ, продемонстрировали намного больше негативных особенностей и тенденций в личностном становлении учащихся из коррекционных классов по сравнению с их сверстниками, обучающимися и воспитывающимися в специальных (коррекционных) школах VII вида [4], [6], [10]. Значит, аспект личностного развития детей с ограниченными возможностями при интегрированной модели их образования оказался непродуманным и не учитывался при построении коррекционно-развивающей работы. От этой серьезной ошибки хочется предостеречь сторонников «быстрой инклюзии».
При построении образовательных программ инклюзивного обучения и воспитания необходимо предусмотреть коррекционную направленность не только на познавательное развитие детей, но и на их личностное становление. Также необходимо разработать систему тщательного мониторинга особенностей психического развития, в частности, индивидуального личностного становления детей и в сравнении с возрастными параметрами развития личности. Эти аспекты психолого-педагогического сопровождения очень важны для полноценного гармоничного развития ребенка и подростка.
Таким образом, процесс интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников должен быть всесторонне проанализирован и научно обоснован с точки зрения создания условий обучения, воспитания и психокоррекции, оптимальных для их психофизического становления и во избежание осложнений (порой необратимых) в развитии таких детей и подростков.
Библиографическая ссылка
Конева И.А., Карпушкина Н.В. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 1526-1528;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8188 (дата обращения: 03.04.2025).